В авиакатастрофе погибло руководство казахской погранслужбы
На юге Казахстана разбился самолет Ан-72, на котором летело все руководство казахстанской погранслужбы - они возвращались с совещания в Астане. Выживших нет. Причиной катастрофы, скорее всего, стало обледенение винтов самолета.
В Южно-Казахстанской области вечером 25 декабря разбился винтовой самолет Ан-72, на котором из Астаны в Шымкент летело руководство казахстанской погранслужбы. Самолет недолетел до Шымкента 20 километров. Как рассказывают очевидцы, жители аула, вблизи которого упал самолет, Ан-72, пролетая над селением, начал резко снижаться, затем накренился и упал. В это время на юге Казахстана была очень плохая погода. Не выжил никто из находившихся на борту - 19 руководителей погранслужбы, включая врио главы службы Турганбека Стамбекова, его супруга, Сауле Стамбекова, и семь членов экипажа.
От упавшего и взорвавшегося самолета остались только фрагменты крыла и хвоста. Казахстанская телекомпания КТК приводит слова очевидца, местного жителя Бауржана Досова: "Я домой только хотел зайти, руки мою, и самолет очень низко пролетел. Пролетает надо мной, над нашим аулом, и через 4 секунды взрыв такой. Ну, как бомба взорвалась. Я сейчас был там, минут 15 назад. Там одного жамбылского (из Жамбылской области - СиАН), правда, нашли, там фуражки валяются везде, останки людей. Прямо мясо. Там еще полыхает огонь. Фуражки валяются, военные фуражки разбросаны".
Руководители казахтанской погранслужбы вылетели в Шымкент после заседания Военного совета Пограничной службы в Астане.
Турганбек Стамбеков был назначен временно исполняющим обязанности главы погранслужбы несколько месяцев назад - на замену прежнему начальнику, которого сняли с должности после того, как на казахско-китайской границе пограничник расстрелял 14 сослуживцев. Стамбеков, как сообщает "Московский комсомолец", был строгим начальником, при нем порядки на казахстанских заставах ужесточились.
Ссылаясь на анонимные источники, газета высказывает предоположение, что самолет мог быть взорван. "Подстроить ЧП было проще простого. Достаточно подложить под сиденье взрывчатое вещество в коробочке и взрыватель временного действия (который срабатывает, скажем, через полчаса или час)", - приводит слова некоего эксперта "Московский комсомолец".
Другая версия - обледенение винтов самолета. Еще один анонимный эксперт так прокомментировал "Московскому комсомольцу" авиакатстрофу в Казахстане: "Самолет АН-72 один из самых надежных. Катастрофы с ним из-за отказа техники случаются крайне редко. Его вместимость 30 человек, так что он не был перегружен. Топливо у него очевидно не могло закончиться — перелет совершал на короткое расстояние, а емкость топливных баков приличная. Но этот самолет имеет не реактивный двигатель, а винтовой. И самое опасное для него — чтобы винты не обледенели, что в нынешнюю погоду весьма вероятно. Самолет могли выпустить в полет неочищенным: на то, чтобы избавить от ледового покрова и обработать специальным составом требуется не меньше получаса. Руководитель мог поторопить пилотов. Такое часто бывает. Совсем недавно (в прошлом году) во Владивостоке командир и пилот перед вылетом сами не проверили самолет на обледенение, и поплатились за это жизнью своей и пассажиров. Не исключено, что в этом случае в Южно-Казахстанской области один из винтов обледенел уже в полете. И это привело к быстрому падению. Дело усугубилось тем, что был вечер, видимость плохая".