Причиной гибели Ту-204 во Внуково стали недостаток смазки и ошибка пилота
Из-за недостаточной смазки заклинило систему включения реверса. В результате летчики, не сумевшие распознать эту неисправность, разгоняли самолет, а не тормозили его.
Официальное расследование причин авиакатстрофы, случившейся 29 декабря в столичном аэропорту "Внуково", еще не закончено. Однако газета "Коммерсант", получив директиву российского Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (МАК) российским авикомпаниям, сделала вывод о том, что в целом причины аварии МАК уже установила.
В директиве МАК предписано на самолетах Ту-204 и Ту-214 с двигателями ПС-90А при ближайшем техобслуживании смазать механизм включения реверса, "а в дальнейшем проводить эту процедуру через 150 летных часов при отрицательных температурах и через 600 летных часов — при положительных", - сообщает "Коммерсант". Также экипажам предписано строго соблюдать рекомендации производителя Ту-204 и Ту-214 "при невыпуске реверсивного устройства на двух двигателях".
Именно несоблюдение этих рекомендаций, как утверждают анонимные источники, на которые ссылается "Коммерсант", и стало причиной катастрофы. Стремясь затормозить катившийся по взлетной полосе самолет, экипаж разбившегося Ту-204, пытался включить реверс - торможение двигателем. Однако реверс не включился, механизм заклинило - он был поврежден коррозией из-за применения антифриза и не сработал из-за недостатка смазки.
Между тем в случае включения реверса аппаратура сигнализирует об этом пилотам - появляется надпись "Реверс включен". Если надписи нет, правила предписывают экипажу прекратить попытки включения реверса, выключить двигатели и тормозить самолет при помощи тормозных колодок шасси. Как полагают эксперты МАК, экипаж разбившегося ТУ-204 не придал значения отсутствию сигнала и продолжал пытаться включить реверс практически до последнего. Летчики с такой силой жали на рычаги, что, в конце концов, начали уже разгонять самолет, а не тормозить его. Командир экипажа Геннадий Шмелев понял свою ошибку, судя по записям "черных ящиков", лишь за мгновение до собственной гибели - он успел выкрикнуть команду "Выключить двигатели!", но в этот момент самолет развалился на части, ударившись об ограждение автострады.
Подобная же неисправность с заклинившим механизмом включения реверса при торможении на взлетной полосе случилась 21 декабря 2012 года в новосибирском аэропорту "Толмачево" с Ту-204 той же авиакомпании Red Wings - но тогда летчики среагировали правильно, тормозили колесами и в результате практически полностью стерли шины и тормозные колодки. Самолет выкатился в поле за пределы взлетной полосы на 300 метров. Пострадавших не было.