Студенты Томска и Японии изобрели роботов-покупателей и лекторов
Известно, что машины могут вместо хозяев ходить в магазин и вести лекции.
Студенты Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУРа) и японского университета Рицумейкан представили роботов-покупателей и ректоров. Об этом сообщает «РИА Новости». Презентация стала итогом 15-недельного межуниверситетского учебного курса "Global Software Engineering". В нем впервые приняли участие томские студенты.
"Презентации делали совместно студенты ТУСУРа и студенты Рицумейкан - всего 15 человек, - поделился завлабораторией робототехники и искусственного интеллекта ТУСУРа Евгений Шандаров. - Проекты они делали в двух группах, в каждой были наши и иностранные студенты. Они не только рассказывали о разработанных программах, но и демонстрировали их на роботе-андроиде NAO. При этом, проекты пока реализованы не полностью".
Японский университет Рицумейкан представляли студенты Японии, Индонезии, Мексики, Вьетнама, Монголии и Китая. Им нужно было разработать и частично реализовать - довести до работающего прототипа – проект, "касающийся роботов, интернета и социальных сетей". Также предлагалось разработать программу, благодаря чему робот мог бы узнавать хозяина в лицо, зачитывать записи с его профиля в соцсети или "подбодрить его любимой музыкой, когда человеку грустно". Но студенты решили разработать программу для робота, который может ходить в магазин вместо хозяина, и для робота, который способен прочитать лекцию вместо человека, находящегося на другом континенте. Так, робот-"покупатель" считывает название товара на полке или штрих-код. После этого машина выбирает, какой товар больше подходит для оставшегося дома хозяина, прочитав характеристики продукции в Интернете и проанализировав отзывы покупателей в соцсетях. В свою очередь, идея разработать робота-лектора появилась у студентов во время лекций профессоров из университета Цюриха из Швейцарии и Рицумейкана – они еженедельно общались с Томском через телемост. Робот может повторять движения и даже эмоции находящегося далеко лектора. Это позволяет создать эффект присутствия и сделать занятия более насыщенными. Устройство управляется контроллером Kinect, который используется и в игровых приставках Xbox. Контроллер считывает движения человека, передает команды роботу, а тот повторяет их «как в "Аватаре"». Машина повторяет также речь лектора и может перевести ее на другой язык.
"В самой программе дистанционного управления нет ничего потрясающего, - подчеркнул Евгений Шандаров. - Мы не для этого проводили презентацию. Она - заключительный аккорд 15-недельного учебного курса "Global Software Engineering", в переводе - Распределенная разработка программного обеспечения".
Соответствующий образовательный курс разработан в университете Рицумейкан для студентов Мастерской программы аспирантуры Информационных Наук и Технологий (Graduate School of Information Science and Engineering). По нему студентов обучают работе над совместными проектами специалистов, которые находятся в любой точке мира, говорят и программируют на разных языках. В Томске учащимся давали знания по правильному оформлению техзадания, созданного на основе проекта, по делению проекта на составные части, распределению обязанностей. Программирование роботов стало подобием контрольной работы после курса теоретических лекций.
"Судя по тому, что говорят представители Рицумейкан, и по проведенному мной мониторингу, это первый подобный образовательный проект в мире, - подытожил Евгений Шандаров. - То есть курс, где не только лекции в системе телеконференции, но и совместные практические занятия студентов из разных стран, которые также дистанционные".