Следственный комитет расследует дело красноярца, который оправдывал терроризм
Видеоматериалы и текстовые комментарии красноярец разместил в Интернете.
Следственный комитет расследует уголовное дело в отношении 21-летнего красноярца, который оправдывал терроризм.
21-летний красноярец (в интересах следствия его фамилия не разглашается), разместил в Интернете информационно-пропагандистские видеоматериалы и текстовые комментарии экстремистского характера, в т.ч. оправдывающие террористическую деятельность лидеров и членов бандформирований на территории Северо-Кавказского региона. Следственным отделом по Свердловскому району Красноярска ГСУ СК России по Красноярскому краю 16.01.2013 года возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ.
В тоже время красноярские правозащитники выступают в защиту экстремистов, в этих уголовных делах они видят политическую установку и новое направление в работе СК - мониторинг социальных сетей. В последние годы резко выросло количество уголовных дел, связанных с публичными призывами к осуществлению террористической деятельности и публичным оправданием терроризма. В обществе нет однозначной поддержки работы следственных органов, многие встают на сторону «Интернет-экстремистов». Адвокаты, некоторые политики, общественные организации заявляют, что уголовная ответственность, пусть даже условная - это слишком суровое наказание за то, что кто-то высказывает свою точку зрения, оставляет радикальные призывы на форумах и в социальных сетях. Правозащитники заявляют, что убеждения человека не могут стать основанием для привлечения его к уголовной ответственности и силовики необоснованно цепляются к эмоциональным высказываниям, таскают людей по судам, совершенно необоснованно вешают на человека ярлык «экстремист».
Под пристальным наблюдением силовиков находятся форумы мусульман в социальных сетях. Там периодически появляются мнения, которые можно охарактеризовать, как крайние проявления ислама. Когда правоохранительные органы начинают проверять наиболее радикально настроенных участников форума, выясняется, что кроме своих взглядов, некоторые из них активно интересуются содержанием антироссийских сайтов, оправдывающих терроризм, скачивают литературу о военной подготовке начинающего бойца, правилах пользования оружием и ведении боя в лесах и горах, о том, как вербовать единомышленников.
*Террористическое сообщество «Сеть» - Деятельность данной организации запрещена
Ежегодно в Красноярске расследуются дела об экстремизме. 7 июля 2011 года Центральным районным судом Красноярска признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205.2 УК РФ и приговорена к 2 годам лишения свободы условно с отсрочкой приговора на 2 года жительница Красноярска Гаврилова. В ходе работы по возбужденному в отношении нее уголовному делу выявлено наличие признаков экстремизма: возбуждение религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства и неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, а также обоснование и оправдание необходимости осуществления экстремистской деятельности.
В 2012 году пресечена деятельность жителя Красноярска Руслана Агаева, 1991 г.р., разместившего в Интернете информационно-пропагандистские видеоматериалы и текстовые комментарии экстремистского характера, в том числе оправдывающие террористическую деятельность лидеров и членов бандформирований на территории Северо-Кавказского региона, а также, как выяснилось, являющегося активным участником несанкционированных массовых акций протестного характера в предвыборный период. 3 декабря 2012 года Кировским районным судом Красноярска Агаев признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205.2 УК РФ и приговорен к 1 году лишения свободы условно с исправительным сроком 6 месяцев.
Источник в правоохранительных органах рассказал Sibnovosti.ru, что верующие, принимая ислам, в жизни следуют догмам Корана, посещают мечеть, носят хиджаб. Они также пользуются социальными сетями, объединяются в мусульманские сообщества, переписываются с новыми знакомыми. На молодых людей, участников мусульманских форумов, иногда выходят представители международных экстремистских структур. Они грамотные психологи и умело манипулируют теми, с кем общаются. Их задача: вовлечение в число своих сторонников представителей национальных элит и воспитание наиболее перспективной и одаренной молодежи в духе фанатичной преданности религии. Молодым людям прививаются радикальные взгляды, их приглашают посетить кавказские республики и даже дистанционно за тысячи километров из них целенаправленно готовят террористов-смертников.
Кстати, некоторые красноярцы-мусульмане не такие уж и безобидные. Беслан Чагиев, он же Харун, 1968 г.р. - был уважаемым законопослушным жителем Октябрьского района Красноярска. Чемпион Европы, мастер спорта по греко-римской борьбе, работал тренером в ШВСМ. Неожиданно уехал в Турцию, а в 2009 г. Беслан Чагиев, уже телохранитель чеченского боевика Доку Умарова совершил терракт в центре Грозного, подорвав себя в здании МВД Чечни.
Публичное оправдание терроризма, тем более призывы к осуществлению экстремистской деятельности, в следственных органах квалифицируют, как пособничество в совершении этих преступлений. Если сосед оскорбляет своего соседа, то это предмет гражданско-правовых отношений. Но если кто-то говорит о том, что убийство невиновных людей, чьих-то отцов, матерей, детей - это «священный праведный путь, ведущий к высшей цели», и утверждается, что терроризм это приемлемая и легитимная форма политического волеизъявления – тогда это является пропагандой терроризма и экстремизма.
Правозащитники, которые не согласны с ужесточением уголовного преследования за экстремистские высказывания, не видят социальной проблемы и угрозы окружающим. Но у оперативных служб принципиальный подход: если они закроют глаза на призывы в соцсетях, станут лояльными к радикально настроенным гражданам, то последствия не заставят себя долго ждать. Взгляды о легитимности терроризма, изложенные на форумах, могут повлиять на детей и молодежь с несформированной системой ценностей. Ни один здравомыслящий отец или мать не захочет, чтобы его ребенок после посещения социальных сетей был вовлечен в экстремистскую деятельность, им манипулировали боевики и убеждали его взорвать себя ради «великой» цели. Даже если молодой человек в соцсетях всего лишь напишет резкие слова, то судимость за призывы к экстремисткой деятельности может стать клеймом на всю жизнь и поставит крест на его карьере.