Выступление замминистра связи Алексея Волина на журфаке МГУ вызвало скандал
Тема выступления была обозначена так: "Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия". Волин заявил, что никакой миссии у журналистики нет, а юных журналистов надо учить слушаться дядю, который платит деньги. Выступление замминистра было встречено топотом ног и прочим шумом, а чуть позже вызвало большой резонанс в блогосфере.
В МГУ на журфаке 9 февраля открылась ежегодная научно-практическая конференция. На открытии конференции выступил 49-летний заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. Его выступление было посвящено теме конференции: "Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия".
Выступая, Алексей Волин, в частности, сказал следующее: "Учить сегодняшних журналистов нужно слушаться дядю, который платит деньги»; «Никакой миссии у журналистики нет, журналистика – это бизнес»; «Молодые журналисты должны знать, что они будут писать о том, что им скажет владелец, то есть хозяин»; « Если вы этому не учите – вы совершаете преступление».
Как сообщает портал "Новости МГУ" (MsuNews.Ru), выступление Волина "отозвалось топаньем и хлопаньем в зале".
Последовал вопрос из зала - думал ли замминистра о том, какую реакцию вызовет у присутствующих его выступление? Алексей Волин ответил: «А мне наплевать на вашу реакцию».
Последовал следующий вопрос: «Как соотносится все то, что вы сейчас сказали, с законом о СМИ?». Волин ответил: «А вы разберитесь, вам ехать или шашечки».
Как сообщают "Новости МГУ", выступление замминистра связи вызвало бурное обсуждение среди преподавателей и студентов в кулуарах. А затем, когда информация появилась в Интернете, бурное обсуждение началось в блогосфере и в социальных сетях.
На следующий день после своего скандального выступления в МГУ Алексей Волин дал интервью газете "Известия", в котором прокомментировал свою позицию. Он, в частности, сказал, что высказывал свое мнение как частное лицо, но не как федеральный чиновник. Кроме того, добавил замминистра, он высказал свою позицию в выходной день.
Кроме того, Алексей Волин в интервью газете сказал: "Подготовка к выступлению заняла около четверти века. Ровно столько времени я профессионально работал в областях, тесно связанных с журналистикой. Я был и корреспондентом, и руководителем информационного агентства и издательского дома, занимался самыми различными медийными проектами, медиаконсалтингом. Поэтому мне очень хорошо заметна та ужасающая разница между тем, какой представляется журналистика и медиабизнес нашему академическому сообществу, и что там происходит на самом деле. Именно поэтому я посчитал важным в столь резкой форме обратить внимание на этот разрыв. И сделать это так, чтобы игнорировать проблему было больше невозможно... К тому, что журналистика - это бизнес, меня привел весь мой опыт работы в журналистике. Он же говорит, что истинно независимое СМИ - это такое СМИ, которое коммерчески успешно. Если вы экономически не зависите от того, что вы профессионально делаете, то есть от своего бизнеса, то вы зависите от того, кто дает вам денег. А тот, кто платит, всегда имеет возможность заказывать музыку".
Отвечая на вопрос "Что не так с нынешними студентами, будущими журналистами?", Алексей Волин сказал: "Очень низкая готовность к реальной жизни. Я бы сказал про чрезмерно завышенные ожидания. А ведь для того, чтобы стать настоящими профессионалами, надо начинать с нуля, много работать, в том числе и занимаясь непрестижной работой, и на первых порах немного получать. Надо досконально знать, как работает механизм. Вторая проблема - это неумение и нежелание глубоко погрузиться в тему, о которой пишешь, говоришь или снимаешь репортаж. Иногда тебе звонит журналист, задает вопрос и ты понимаешь, что человек вообще не в теме. Это не журналист. Это подставка под диктофон".
Волин также сообщил: "Мы начинаем сейчас обсуждение с Минобразования и рядом профильных вузов страны, каким должен быть образовательный стандарт. Понятно, что требуются перемены. И понятно, что любые перемены будут вызывать сопротивление. Но если мы хотим иметь профессиональные и востребованные индустрией кадры, то на это придется пойти. Или дело кончится тем, что индустрия сама начнет их себе готовить по собственным программам. Как в свое время это стали делать продюсеры, снимающие сериалы. Опыт есть".
Между тем РИА "Новости" сообщает, что по данным портала Superjob.ru на одну вакансию в СМИ приходится 10,8 соискателей.