Красноярский завод комбайнов будет закрыт и разрушен - на его месте построят элитный микрорайон
Собственник перевезет мощности завода в Чебоксары и Курган.
Собственник решил закрыть Красноярский завод комбайнов. Концерн "Тракторные заводы" ликвидирует свои предприятия в Красноярске - комбайновый завод, выпускающий технику под маркой "Енисей" и "Краслесмаш". Мощности по производству комбайнов будут перенесены на чебоксарский "Промтрактор", а лесозаготовительные машины будут собирать на "Курганмашзаводе". Земельный участок, на котором сейчас размещаются корпуса и склады комбайнового завода будут проданы строителям элитной недвижимости.
Концерн находится в сложном финансовом положении, а ситуация на рынке отечественной сельхозтехники с каждым годом только ухудшается. Последние годы комбайны «Енисей» с трудом конкурировали с предприятиями, выпускающими сельхозтехнику, а предприятие хронически терпело убытки.
Президент концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин сообщил изданию «Коммерсантъ», что мощности будут перенесены на чебоксарский "Промтрактор", который тоже входит в концерн. "Сборка комбайнов будет осуществляться до осени, после этого новая линия будет запущена на "Промтракторе", при этом производство узлов и компонентов для комбайнов будет продолжаться в Красноярске вплоть до 2014 года", - сообщил Болотин.
По его словам, в Чебоксарах уже освобожден один из цехов. "На "Промтракторе" будет запущена, по сути, новая линия по сборке комбайнов, ее мощность будет такой же, что и мощности красноярского завода, - 2 тыс. машин в год", - говорит глава КТЗ. По его словам, "Промтрактор" продолжит производить комбайны "Агромаш-Енисей 3000" и "Агромаш-Енисей 4000". Михаил Болотин добавил, что КТЗ закроет в этом году Красноярский завод лесного машиностроения. Производство будет перенесено на "Курганмашзавод".
Красноярский завод комбайнов производит кормоуборочные и зерноуборочные комбайны, наиболее известна техника под брендом "Енисей". В состав КТЗ вошел в 2006 году, когда концерн приобрел "Агромашхолдинг" у группы "Промышленные инвесторы". "Краслесмаш" выпускает трелевочные машины, погрузчики и автомобильные манипуляторы. В КТЗ вошел в 2007 году.
На КЗК работает около 600 человек, на "Краслесмаше" - около 150 сотрудников. По словам Михаила Болотина, "с коллективами уже урегулированы все вопросы трудоустройства".
В 2012 году КТЗ, краевое правительство и профсоюз приняли программу о трудоустройстве сотрудников КЗК в случае массовых увольнений. По словам Михаила Болотина, на площадках КЗК в исторической части города планируется реализовать "крупный проект по строительству недвижимости", в котором КТЗ будет участвовать как собственник земли, а сейчас ищет основного инвестора. Речь идет об участке площадью 20 га, примыкающая территория "Краслесмаша" добавит еще 4 га.
По независимым оценкам земля, на котором расположен комбайновый завод, может стоить $40-60 млн.
Михаил Болотин объясняет остановку производства на КЗК и "Краслесмаше" "программой оптимизации затрат, которая реализуется в рамках всего концерна". КТЗ уже сделал производства "более компактными" на Волгоградском тракторном заводе, Липецком заводе гусеничных тягачей и Алтайском моторном заводе. Перенос производства комбайнов из Красноярска позволит упростить логистические схемы поставок как компонентов, так и готовой продукции покупателям.
Объемы производства на Красноярском заводе комбайнов после кризиса резко снизились. По данным Росстата, в 2008 году завод выпустил 1,9 тыс. комбайнов, в 2011-м - 197, в 2012-м - 222, а в январе - 30. Сам КТЗ находится в сложном финансовом положении. В кризис концерн за долги перешел к ВЭБу с правом выкупа через несколько лет. Долги КТЗ, по неофициальным данным, превышают 50 млрд руб.
Как рассказал Sibnovosti.ru глава ООО "Монолитхолдинг" Разим Абасов, земельный участок под возведение нового микрорайона на месте красноярского завода комбайнов предлагался всем строительным компаниям. Однако только фирма "Сибиряк" заинтересовалось этим проектом.
"На сколько я знаю, там компания "Сибиряк" уже проводит работу. Она проведет нормативную работу с городом, чтобы новый облик микрорайона соответствовал всей инфраструктуре, которая есть вокруг. Эскизные проекты были заранее сделаны и уже представлены городу. Очень радостно, что это место будет застроено и облик города будет меняться. Наши эксперты занимались 2 года назад с группой инвесторов и мы не нашли для нас экономику благоприятной по этому проекту. Там просто соотношение количества жилья, которое там расположено и коммерческих площадей, не дает возможность окупать первичные затраты. Потому что коммерческие площади сейчас очень сложно реализовывать, а жилищное строительство там ограничено. А "Сибиряк" наверное нашел для себя экономический выход. Это же все-таки комбинации каждой компании. И дай им бог здоровья, чтобы у них все получилось. Самое главное - ликвидность их продукта, которое там создается. Если, допустим, находит ликвидным строительство офисного помещения, то это очень высокодоходная ситуация. Самое главное, чтобы были покупатели. И количество того, что там настроено, могло поглотить инфраструктурой дорогами, которые вокруг этого. Площадь там около миллиона квадратных метров", - говорит глава ООО "Монолитхолдинг" Разим Абасов.
Ситуацию с Красноярским комбайновым заводом прокомментировал мэр Ачинска Илай Ахметов. В прошлом он руководил Енисейским ЦБК, КрАЗом, Ачинским глиноземным комбинатом. По словам Илая Ахметова, причина закрытия КЗК в том, что его продукция была не конкурентоспособной: «Когда что-то рушится, это всегда плохо. С другой стороны, все лучшее рождается в конкуренции. Пытались реанимировать завод, и не одна структура, но ни у кого не получилось. Видимо, дело здесь не столько в управлении, а в той конкуренции, которая есть на этом рынке. Не смогли они конкурировать. Я всегда переживаю за людей, которые работают на производстве, а производство закрывается. Надо обеспечить их работой. И чтобы та площадка, которая остается, пошла на пользу городу».
Заместитель краевого министра экономики и регионального развития Сергей Натаров: «Очень жаль, что Красноярский край лишился еще одного налогоплательщика. Когда предприятие работало, и там работали несколько тысяч людей, различные формы налогообложения формировали доходную часть бюджета. С этих денег в том числе формировались социальные программы. Поэтому, конечно, жалко предприятие. В тоже время долго предприятие в ситуации стагнации не может находиться. Если сейчас решено развернуть на месте завода многоэтажное строительство для населения, то хотелось бы, чтобы там возводилось больше эконом-жилья, небольшие квартиры, которые смогут себе позволить красноярцы. Очень важно, чтобы архитектура этого микрорайона не испортила облик центра города. Надо на этом месте построить красивый ансамбль, а не панельные многоэтажки. Эти «панельки» надо заменить современными архитектурными решениями. Во многих городах 97-я серия запрещена для строительства, а в Красноярске продолжают строить по этим устаревшим проектам, в том числе так работает и компания «Сибиряк», которая заинтересовалась застройкой этого земельного участка. Хотелось бы, чтобы на строительный рынок пришла новая тематика. Здесь нужна политическая воля для того, чтобы руководство города и края, потому что дальше смотреть на это невозможно.