Тувинским буддистам предлагают не делать из собственности культа
В министерстве земельных отношений Тувы убеждены, что то, в какой форме будет буддийская община владеть храмом – на правах собственника или на правах безвозмездного пользователя – никаким образом не влияет на характер ее деятельности
Минземимущества республики настаивает на общенародной собственности главного буддийского храма Тувы – хурээ «Цеченлинг», сообщает Федерал пресс.
О том, что в Туве проходит необычный судебный процесс между министерством земельных и имущественных отношений республики с администрацией «Объединения буддистов Тувы» рассказывали журналисты городского канала Новый век, еще в марте 2013 года. Вопрос судебного разбирательства между буддистами и чиновниками связан с правом собственности на здание одного из главных буддийских храмов республики – хурээ «Цеченлинг».
Федерал пресс сообщает, что Министерство подало апелляцию на решение Арбитражного суда Тувы, который в декабре прошлого года признал храм собственностью централизованной религиозной организации «Объединение буддистов Тувы». По мнению специалистов ведомства, в ходе нового рассмотрения вопроса о храме должны быть обеспечены гарантии использования хурээ как культового сооружения и памятника культурного наследия. Наиболее оптимальным решением в министерстве считают передачу храма «Цеченлинг» в безвозмездное пользование Объединению буддистов, что никак не отразится на характере деятельности религиозной организации.
«Отнимать «Цеченлинг» у буддийского сообщества или препятствовать реституции никто не собирался и не собирается», – заявил «ФедералПресс.Сибирь» глава министерства Салим Кызыл-оол, разъясняя позицию ведомства, настаивающего на отмене решения арбитража первой инстанции.
Храм «Цеченлинг» был построен в столице Тувы Кызыле в октябре 1999 года, став на тот момент третьим в России действующим буддийским храмом. До него в стране существовало только два буддийских храма - в Улан-Удэ и Санкт-Петербурге. Храм, или хурээ, как называют его тувинцы, был построен на пожертвования жителей республики, в том числе и Сергея Шойгу, тогда возглавлявшего МЧС России. Как считает министр Салим Кызыл-оол, при новом рассмотрении вопроса о передаче храма должны быть обеспечены гарантии его использования по прямому назначению, как культового сооружения и памятника культурного наследия. По его мнению, решение Арбитражного суда Тувы, принятое 11 декабря 2012 года, таких гарантий не дает.
Специалисты Минземимущества республики полагают, что суд первой инстанции не принял во внимание ряд важных фактов. К примеру, ЦРО «Общество буддистов Тувы» не является правопреемником другой общественной организации – Управления Камбы-Ламы республики, которое стояло у истоков строительства храма «Цеченлинг», собирало пожертвования на его возведение и пользовалось зданием вплоть до своего преобразования. «Кроме того, судом нарушены нормы материального и процессуального права, – считает Салим Кызыл-оол. – а выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела».
Позицию Минземимущества разделяет вице-премьер республики Артур Монгал. По его мнению, с любой точки зрения некорректно, если храмом, построенным на собранные всей республикой деньги, будет безраздельно владеть и распоряжаться исключительно по своему усмотрению одна организация. «При всем глубоком уважении к ее представителям, я лично не считаю это справедливым по отношению к тысячам верующих, - заявил вице-премьер. – Если в свое время по каким-то причинам было ликвидировано Управление Камбы-Ламы, то где гарантии, что «Объединение буддистов Тувы» также не ликвидируется? В конечном итоге, в чьих руках окажется исторический объект республики? Это должно волновать каждого. Наша задача - обеспечить полную прозрачность судьбы храма».
Артур Монгал также поддерживает необходимость пересмотра дела с учетом не только буквы принятого в 2010 году закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», но и пробелов, существующих в нем. По его мнению, нужно свести к минимуму все риски изменения профиля передаваемого культового имущества или перехода их в частные руки.
Примеры подобной трансформации храмов независимо от их конфессиональной принадлежности не редкость, особенно после вывода из государственной собственности, против их коммерциализации вынуждены выступать даже сами священнослужители. Наиболее оптимальным решением в министерство земельных и имущественных отношений Тувы считают передачу храма «Цеченлинг» в безвозмездное пользование Объединению буддистов, тем более, что он с 2004 года включен в список памятников истории и культуры, требующих особой охраны. Этот вариант видится выгодным и для самой религиозной организации – она сможет рассчитывать на помощь государства в достойном содержании здания, что на одни пожертвования делать сложно. Не случайно многие конфессии России не спешат принимать своих храмы в собственность из-за нехватки средств на их обслуживание. В ведомстве убеждены, что то, в какой форме будет буддийская община владеть храмом – на правах собственника или на правах безвозмездного пользователя – никаким образом не влияет на характер ее деятельности. Различие между этими формами только одно – в случае передачи храма в собственность его владельцы приобретают право распоряжаться им как заблагорассудится, вплоть до продажи. Тогда как передача в безвозмездное пользование такого права не дает. Однако, если организация продолжит настаивать на полной собственности, то власти республики в лице Минземимущества допускают и ее. Но как заявил Салим Кызыл-оол, его ведомство будет требовать дополнительных соглашений по выполнению охранных обязательств в отношении «Цеченлинга» как исторического и культурного памятника во избежание использования объекта не по назначению.
Федерал пресс. Сибирь.