ГУ МЧС по Томской области требует создать запасы в школах на случай войны, но мэрия против
По словам городских чиновников, они «запаслись» централизовано – на базе спецпредприятий.
Мэрия считает нецелесообразным создавать в школах продовольственные и иные запасы на случай войны и ЧС, как требует надзорное управление ГУ МЧС по Томской области. Об этом сообщает «РИА Новости».
Весной 2013 года некоторые томские школы получили предписания от спасателей с требованием создать материальные и продовольственные запасы на случай ЧС и военных действий. Им необходимо закупить крупу, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Кроме того, следует иметь финансовые ресурсы для ликвидации ЧС. Требование вызвало недоумение у директоров школ и чиновников Томска. Первые заявляли, что они должны обучать детей, а не заниматься гражданской обороной (ГО). И мэрия создала необходимые запасы - в случае ЧС будет централизованно их подвозить в школы.
По словам представителей ведомства, такие меры приняты по ФЗ "О гражданской обороне" (от 1998 года) и "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" (от 1994 года). В том числе, по постановлению Правительства РФ и приказу ГУ МЧС России.
"Организации независимо от форм собственности должны создавать резервы и запасы в целях ГО для ликвидации ЧС локального характера - это ЧС, когда пострадавших может быть до 10 человек, - пояснил начальник Отдела государственного надзора в области ГО и ЧС управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Томской области Владимир Неволин. - И директор школы должен создавать эти запасы".
Также в УЗ должен быть автомобиль, который при ЧС доставит ресурсы или людей до больницы, в медпункт, где будет храниться определенное количество медикаментов и продовольствие. Также в школах должны быть "иные средства" - радиационные, биологические, химические приборы контроля и разведки (например, дозиметры), средства пожаротушения и противогазы для всех работников учреждения плюс 5 % от их числа. Кроме того, школы должны иметь финансовые резервы для ликвидации ЧС. Сколько именно – в законе не сказано. Сумму должен определить директор исходя из потребностей.
"Директор должен определить, что необходимо для оказания первоочередной помощи десяти пострадавшим, и дальше определять порядок хранения, использования и восполнения, - подчеркнул Владимир Неволин. - При этом закон не запрещает иметь договоры о том, что эти запасы будут оперативно доставлены со складов. Но это должно быть прописано в документах".
Договоренности, которые есть у школ с муниципалитетами об обеспечении необходимыми запасами и ресурсами, касаются создания пунктов временного размещения при возникновении ЧС муниципального уровня.
"Это, например, на случай паводка, - сказал Владимир Неволин. - Мы же говорим о другой сфере - о системе ГО".
В 2013 году ГУ МЧС по Томской области проверит около пятидесяти ОУ. Специалисты уже побывали в четырех из них, везде нашли нарушения - должностные лица не прошли обучение и не создали запасы.
"Отдел надзора в области ГО и ЧС был создан 1 октября 2008 года, тогда и начались проверки, - продолжил Владимир Неволин. - Люди не знали, что надо исполнять (законы – ред.), и произошел такой прецедент. Выданы предписания о создании запасов в целях ГО и обучении должностных лиц. Срок - до следующего года. Считаю, что за это время можно все эти моменты до ума довести".
Результаты проверок передают в мировой суд. Если выяснится, что руководство школ нарушило закон, то им грозит штраф от 10 тысяч рублей до 20 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 тысяч рублей до 200 тысяч рублей для юрлиц.
"Директор одного из учебных заведений приходила к нам на консультации, и во время проверки устранила почти все нарушения оперативно, в течение десяти дней, - заявил Владимир Неволин. - На май у нас запланирован учебно-методический сбор для директоров, где расскажем им, что и как они должны делать по закону".
По словам первого вице-мэра Томска Евгения Паршуто, в городе есть необходимые запасы на случай ЧС или войны. Учащиеся и воспитанники ОУ в военное время будут обеспечены из запасов областного мобилизационного резерва как неработающее население, работники школ - из запасов муниципалитета. В областном центре создана полноценная система ГО - работает Оперативно-дежурная служба города Томска, действуют учебно-консультационные пункты, службы ГО и аварийно-спасательные формирования, есть курсы гражданской защиты. Постоянно проходят учения, создаются пункты для эвакуации населения в безопасные районы.
"Постановлением Администрации Томска... утвержден перечень органов Администрации и муниципальных учреждений, ответственных за создание запасов, - пояснил Евгений Паршуто. - Муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения и детские дошкольные образовательные учреждения в этот перечень не входят".
В 2011 году городские чиновники утвердили номенклатуру и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других средств в целях ГО. По документам медикаменты имеются в муниципальных медучреждениях, остальные запасы содержатся на Городском комбинате торговли и общественного питания.
"Мы считаем нецелесообразным создавать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на базе муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Томска, которые уже созданы на базе муниципального унитарного предприятия "Городской комбинат торговли и общественного питания", - сказал Евгений Паршуто.
Департамент образования Администрации Томска направил соответствующий запрос в Прокуратуру по Томской области. Он попросил разъяснить правомерность проводимых ГУ МЧС по Томской области проверок.