Таргетная терапия – точно в цель
Самая загадочная, с точки зрения этиологии и патогенеза, болезнь – рак – постепенно и очень медленно раскрывает свои тайны. Но чем больше мы о ней знаем, тем больше задач она ставит перед наукой: это и вопросы об открытии взаимодействий различных микроструктур организма между собой, и задачи изобретения материалов, лекарств и методов лечения.
Еще на шаг к решению проблемы нас приблизила таргетная терапия онкологических заболеваний. Первое, что использовало человечество против опухоли, и это логично, было оперативное лечение. Однако, как мы теперь знаем, не всякую злокачественную опухоль можно вылечить хирургическим вмешательством. Кроме того, на поздних стадиях, когда опухоль уже дала отдаленные метастазы, решить проблему хирургическими методиками вообще не представляется возможным. И хотя они год от года совершенствуются, все же прорыва стоит ждать от биотехнологий и фармакологии.
Онкологи говорят о раке (точнее было бы говорить «о злокачественных опухолях», т.к. не все они называются раком) как о гетеротропном заболевании. Это значит, что когда клетки какой-то ткани «сходят с ума» и начинают безудержно делиться, то поломка могла произойти на разных этапах жизнедеятельности клетки. Стало быть, процесс «умопомешательства» клеток одного пациента, пусть даже и в одноименном органе, может в корне отличаться от процесса другого больного. А коль нарушения разные, то и лечить их надлежит по-разному. Старые поколения противоопухолевых препаратов, имеющих чаще растительное или химическое происхождение, не имели такой профилированности, какую имеют современные лекарства. Современные онкологи начинают лечение с детального и разностороннего обследования больного, и в частности, его генетического «портрета» и картины поломок в его больной ткани.
В связи с этим давно стоял вопрос о необходимости создания лекарств, эффективность которых была бы основана на изучении особенностей заболевания каждого больного. Таким подходом обладает таргетная (молекулярно-направленной) терапия.
Препараты таргетной терапии обладают разным химическим строением и разным механизмом действия. Одни из них представляют собой моноклональные антитела и подобно собственным факторам иммунитета борются с клетками, которые «сломались» и стали угрожать сохранению постоянства внутренней среды, другие выступают как ингибиторы ферментов, которые участвуют в передаче сигнала, необходимого для запуска деления клетки. Третьи не позволяют прорастать новым сосудам, которые так необходимы для доставки кислорода и питательных веществ к «прожорливой» опухоли. Разумеется, чаще всего для большей эффективности терапии препараты комбинируют.
Ученые и врачи считают, в скором времени рак можно будет победить даже на запущенных стадиях. И станет это реальностью именно благодаря молекулярно-направленной терапии. Обнадеживают, например, результаты, полученные в лечении рака молочной железы. Это заболевание, в ряду другой онкологии имеет довольно большой процент диагностики на ранних стадиях. Но несмотря на возможности современной ранней диагностики, более 35% первично выявленных случаев имеют 3-4 стадии заболевания. Дополнение к стандартной программе лечение таргетными препаратами позволяет значительно снизить возможность рецидива и смертность.
Другой пример: в России уже начали применять препарат, борющийся с немелкоклеточным раком легкого. На сегодняшний день в мире создано три таких препарата. Изобретены и лекарства для тех форм опухолей, для которых лекарственная терапия до сих пор считалась малоэффективной – опухоли почек, кишечника, печени, щитовидной железы, меланомы.
Ранее пациенты, проходящие лечение при диагнозах злокачественных опухолей, однозначно госпитализировались, т.к. их состояние было не совместимо с работой, нормальным качеством жизни. Все дело в том, что классические методы химио- и радиотерапии сопряжены с большим количеством тяжелых побочных эффектов. Токсичные лекарства и большая доза облучения при радиотерапии заставляли страдать и здоровые ткани. В результате пациенты худели, с трудом могли есть, теряли волосы, общее самочувствие было плохим, словом, налицо были все признаки интоксикации. Пациенты, принимающие таргетную терапию, часто чувствуют себя настолько хорошо, что могут продолжать работать. Находиться в стационаре зачастую также не обязательно в связи с отсутствием необходимости ежедневного контроля показателей крови у больных. Серьезных осложнений также не приходится ждать.
Более 10-ти различных препаратов проходят на сегодняшний день испытания для того, чтобы поступить в лечебные учреждения. Параллельно с этим ученые всего мира продолжают изучать молекулярно-генетические особенности опухолевой клетки. Это позволит узнать уязвимые звенья ее развития и изобрести целый арсенал препаратов, для использования при самых разных видах злокачественных опухолей, причем не только для подавления роста, но и для полного разрушения злокачественных клеток. Тогда мы сможем с полной уверенностью сказать: «Рак – не приговор!»
Автор Евгения Арбатская
Источник Сибирский медицинский портал
Читайте также: