Александр Усс дал оценку британской демократии
Председатель Законодательного Собрания Красноярского края Александр Усс вернулся из Великобритании, где он побывал с четырехдневным рабочим визитом по линии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.
Председатель Законодательного Собрания Красноярского края Александр Усс вернулся из Великобритании, где он побывал с четырехдневным рабочим визитом по линии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ).
Напомним, что Александр Усс был в 2012 году утвержден докладчиком от Палаты регионов КМРВСЕ по анализу демократии в Великобритании на региональном и местном уровне. В конце мая — начале июня прошла первая часть мониторингового визита. Докладчики Конгресса Ангелика Кордфельдер и Александр Усс рассмотрели ход выполнения обязательств, принятых Великобританией в области местного самоуправления и децентрализации при ратификации Европейской хартии местного самоуправления в 1998 году.
"При подготовке доклада о соответствии положения дел в Великобритании хартиям и договорам Совета Европы, который будет сделан в марте следующего года, мы анализировали законодательство страны, проверяли соответствие установленных норм реалиям жизни, провели множество личных встреч", - рассказал по возвращении в Красноярск спикер краевого парламента Александр Усс.
"Поездка была деловой и напряженной. Мы побывали в Лондоне, Лидсе и Эдинбурге, встречались с руководством различных парламентских партий, с представителями ассоциаций, объединяющих местные органы власти Великобритании (аналог нашей краевой ассоциации, куда входят депутаты всех уровней). В Лондоне проходили встречи с руководством муниципалитетов второго уровня, которые у нас называются райсоветами. Мы побывали в Лондоне в одном из самых проблемных районов, в котором живет большое число уроженцев арабских стран. В Лидсе мы встретились с депутатами местного парламента и руководством исполнительной власти. А затем два дня провели в Шотландии, где в следующем году планируется проведение референдума по выходу из состава Великобритании.
В Шотландии прошли встречи с руководителями всех 32 муниципалитетов. Как оказалось, проблемы в этой стране, которая имеет большие демократические традиции и достижения, выглядят не менее остро, чем у нас. Основные претензии тех, кто работает на местах, заключаются в излишней централизации власти (Великобритания принадлежит к числу наиболее централизованных стран Европы). Недовольство также высказывается по поводу недостаточного финансирования. По словам собеседников, финансовые сложности появились после того, как социальное направление стало «жить в долг». И когда был включен режим экономии, она прежде всего коснулась местных органов власти.
Еще один важный момент, который характеризует положение дел в Великобритании, это сложная система взаимоотношений центральной власти с местными органами самоуправления. Она, в отличие от нашей страны, не является универсальной. В связи с этим многие из тех, с кем нам довелось встречаться, говорили о необходимости сделать ее более понятной и простой.
Кроме того, в стране отмечается падение престижа политических структур, авторитета традиционных партий, снижение явки на выборах. Всё более проявляется необходимость использования каких-то других форм взаимодействия общества с властью — разного рода дебатов, интернет-технологий, прямых референдумов. Это хороший повод задуматься над тем, как перестраивать политическую систему в Европе в целом, какие формы отражения интересов людей надо искать.
Отдельная и особая проблема — это деволюция и выравнивание статуса основных регионов Великобритании. Как известно, Соединенное королевство — это сложно построенное государство, в которое входят Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия, где есть понятие содружества государств, а есть и заморские территории, на которые распространяется влияние Великобритании и королевы. В таком ключе удается поддерживать отношения, проводить согласованную линию во внешней политике. Но это порождает серьезное напряжение внутри.
Деволюция — это процесс, который был запущен в 1998 году, и он означает передачу значительного числа полномочий на территории, регионализацию власти. Но при этом регионализация выглядит неодинаково. Одни подходы есть для Северной Ирландии, где сегодня ситуация нормализовалась и драматичных вещей, связанных с проявлением терроризма, практически нет. Шотландия получила большое количество дополнительных возможностей, но это в какой-то степени начало ее стимулировать на дальнейшие шаги, появились намерения полностью выйти из состава Соединенного королевства. Что касается Уэльса и собственно Англии, они, глядя на успехи шотландцев, говорят о том, что у них в составе Великобритании тоже должен появиться адекватный статус. Это мне напомнило дискуссию начала 90-х годов — что такое Россия и почему она не обладает полномочиями союзных республик. Чем эта дискуссия закончилась, мы с вами хорошо знаем.
Встречи с руководством парламентов, шотландских муниципалитетов убеждают меня в том, что большая их часть серьезно настроена на успех референдума в следующем году. В этом направлении делаются определенные шаги: ликвидирован минимальный порог явки, принято решение о допуске к голосованию лиц с 16 лет. Если выход произойдет, дальнейшая конфигурация Великобритании будет весьма своеобразной. В связи с этим миссия по мониторингу должна обеспечить контроль за соблюдением всех европейских международных документов и, с другой стороны, не породить дополнительного напряжения в стране. Мы будем действовать в интересах объединенной Европы, которую представляем, и в интересах нашей страны. Они полностью совпадают с теми международными договорами, которые, находясь в Совете Европы, наша страна подписала".
Вторая часть мониторингового визита запланирована на октябрь 2013 года.