Влияние сказок на судьбу человека
Психоаналитики считают, что представление о человеке, его устремлениях, страхах и жизненном кредо можно составить, проанализировав любимую детскую сказку. С самого раннего детства каждый из нас выбирает героя, похожего на него, и придерживается типа поведения, заложенного в сюжете.
Психоаналитики считают, что представление о человеке, его устремлениях, страхах и жизненном кредо можно составить, проанализировав любимую детскую сказку. С самого раннего детства каждый из нас выбирает героя, похожего на него, и придерживается типа поведения, заложенного в сюжете. Сказка словно опутывает человека невидимой сетью, поэтому, становясь взрослым, он не замечает, что на протяжении жизни продолжает подражать любимому герою, совершает одни и те же ошибки и ведет скрытую борьбу со злодеем.
Зачем нужны сказкиСказки, стихи, легенды и мифы выступают в роли помощников, чтобы сформировать у ребенка первоначальное представление о мире. Незатейливых объяснений мамы и папы недостаточно для формирования полной картины мира, где есть феи и чудовища, чудеса и неудачи, могучая сила и слабость. Сказки являются первыми уроками гуманизма, так как развивают в детях сострадание, сочувствие к обездоленным и обиженным. Знакомясь с отрицательными героями, ребенок учится распознавать опасность и находить силы для ее преодоления. Положительные герои помогают восстановить справедливость и утвердиться добру над злом. Выдуманные персонажи, пришедшие из мира фольклора, живут рядом с нами, а впоследствии и внутри каждого из нас. Опираясь на сюжет сказки, ребенок делает собственный выбор. Сказка является хорошей школой разоблачения глубинных черт характера и скрытого поведения людей.
Как сказка формирует судьбуПервое представление о жизни, первичный протокол сказки создается в сознании ребенка в возрасте 1-3 лет, когда для него реальны только члены семьи. Родители воспринимаются как великаны, гиганты, огромные фигуры, наделенные волшебной властью, потому что они намного выше ростом и в несколько раз массивнее ребенка. Подрастая и обретая новые знакомства, малыш перемещается в более загадочный и притягательный мир и создает первый эскиз сведений об окружающей жизни. В этом ему помогают сказки, стишки и рассказы о животных, которые сначала ему читает мама, а потом он сам дает волю своему воображению.
В рассказах и сказках присутствует волшебство и целый набор новых типажей, и ребенок, запуская фантазию, волен сам раздавать им роли. Персонажи мира животных знакомы ему как товарищи по играм или воображаемые создания с неведомыми возможностями, о которых он слышал или видел по телевизору. В возрасте 3-5 лет даже телевизионная реклама окружена сказочным ореолом. Таким образом, маленький человек сам определяет героев и злодеев, наделяя персонажей либо положительными, либо отрицательными качествами.
Возраст от 6 до 10 лет психологи называют латентным периодом. Это стадия развития ребенка, когда он проводит жизнь в движении, стараясь обойти окрестности и как можно больше увидеть. Получив новые знания и впечатления, ребенок постепенно превращается в человека, имеющего свою цель. Делает первые выводы о мире, который, оказывается, не настолько романтичен, как описан в сказках. В этом возрасте отпрыск принимает первое самостоятельное решение: жить, бороться и любить вечно или не рисковать и никого не любить. В сказках его интересуют уже не животные и говорящие чудовища, а сами люди. Присмотревшись к миру, он начинает размышлять: «Что происходит с такими, как я?» Догадываясь о предполагаемой развязке, ребенку необходим некий каркас или схема, по которой можно будет достигнуть результата. Ему необходим сюжет и герой, способный указать его путь. Выбор героя – очень ответственный момент в жизни развивающегося человека, поскольку от него зависит дальнейшая судьба. Поэтому малыш мучительно ищет персонажа, который мог бы пойти более счастливым путем.
Выбор героя зависит не столько от того, насколько ребенка захватило содержание сказки, сколько от того, в какой атмосфере и каким образом читали сказки мама, бабушка или воспитатель в детском саду. Если мама читала книжку, с нежностью укрывая малыша одеялом, или поглаживая по руке, сюжет сказки впечатлит его больше, чем та же история, прочитанная в более строгой обстановке. Трогательные моменты помогают ребенку облачить свое решение в некую плоть, тогда как сюжет сказки дает только скелет. Рано или поздно он выберет героя, на которого хотел бы походить, злодея, которого мог бы простить, тип человека, каким бы хотел стать, характер, способный оправдывать недостатки, имидж – набор возможностей, позволяющий плавно перетекать из одного состояния в другое, помощников или друзей, которые бы помогали переключаться. Если не помешают какие-нибудь форс-мажорные обстоятельства, жизнь человека будет построена в соответствии с планом, основанном на этой схеме сказки.
На первом этапе развития ребенок общается с волшебниками, способными превращаться в разных животных. На втором – он наделяет животных человеческими качествами. На третьем этапе, в подростковом возрасте, он пересматривает свой протокол сказки, приспосабливая его к реальности, которая по-прежнему представляется ему волшебной. Если же она не соответствует его ожиданиям, он пытается изменить ее с помощью сигарет, спиртных напитков, а иногда и наркотиков.
Герои сказок в реальной жизниНаиболее типичными историями в реальной жизни являются сюжеты сказок «Красная шапочка» и «Спящая Красавица». Впрочем, истории и судьбы людей часто индивидуальны и претерпевают изменения в связи с появлением новых фантастических бестселлеров и кинофильмов. В истории с Красной Шапочкой налицо легкомысленная женщина, которая посылает свою дочь с поручением туда, где много опасностей (почему бы ей не сходить самой?), девочка, соглашающаяся быть на посылках, невзирая на трудности, волк – соблазнитель девочки, беспечная бабушка, которая живет в лесу, не запирая двери, и охотник-спаситель. Каждое действующее лицо стремится к активному участию в этой истории. Если такой расклад кажется немного циничным, то возникает вопрос: кем станет Красная Шапочка с такой матерью и после такого опыта? Надо отдать должное находчивости девочки – сама она никого не спасала, но всегда знала, где найти спасителя.
В реальной жизни характеристика Красной Шапочки следующая: мать (отец, коллега или начальник) часто посылает ее с поручениями, по дороге она сталкивается с разного рода опасностями, наивно полагаясь на волю случая. Она не может заблудиться, а идет прямо к цели в ожидании интересного события. На ее пути встречаются обманщики типа волка, неспособные на высокие поступки. Но она знает, где искать помощь, организует спасение, умеет использовать разные возможности. Иногда она претворяется глупышкой и не рассказывает матери, что с ней происходит. В результате – так никогда и не постигнет счастья. Серых волков тоже хватает – это обманщики, соблазнители глупых девочек, впоследствии расплачивающиеся за коварство самым дорогим, что у них есть.
Сюжет «Спящей Красавицы» в переложении на реальную жизнь таков: девушки «спят» в своих замках в ожидании принца, которого приходится ждать очень долго. Юноши бродят по окрестностям в поисках своей половинки, которая непременно должна быть красавицей благородных кровей. На поиски уходит сто лет. Единственная подлинная иллюзия в сказке – что ничего не изменилось за столь длительный срок. Это иллюзия вечной молодости, затмевающая умы молодых людей.
Героев стихов Агнии Барто, вчерашних карапузов, тоже можно встретить в современной жизни: вот уже взрослая женщина Таня, что бы ни случилось, она плачет и плачет, несмотря на утешение окружающих. А вот брошенный никому не нужный Зайка, который сам не смог справиться с трудностями, так и остался почивать где-то на обочине жизни. Или кивающий головой слон напоминает упертого мужчину, которому говорят: пора спать или идти на работу, а он не хочет, предпочитая заниматься чем-то своим. А сколько сердобольных женщин готовы подобрать и заботиться о брошенных «мишках» с оторванными лапами? Порой, развитие личности человека останавливается тогда, когда заканчивается развитие действия произведения.
Опытный психоаналитик может подобрать ключ к разгадке любого сценария жизни человека, основанного на любимой сказке. Сами того не замечая, мы впитываем образы детских произведений с молоком матери. Посему, не мудрствуя лукаво, каждый из нас может обозначить сюжет своей любимой сказки. Недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, кто познает – тем урок!»
Источник Сибирский медицинский портал