Украинский путешественник Владимир Супруненко отправился в двухмесячный сплав по Енисею от Красноярска до Игарки
После того, как он побывал практически во всех уголках планеты, путешественник решил испытать себя на просторах Красноярского края
Украинский путешественник Владимир Супруненко отправился в двухмесячный сплав по Енисею от Красноярска до Игарки. Российско-украинский путешественник, исследователь и писатель приехал в Красноярск из г. Запорожье. Владимир Супруненко путешествует на протяжении 30 лет. После того, как он побывал практически во всех уголках планеты, путешественник решил испытать себя на просторах Красноярского края. Около 2-х месяцев проведет Владимир Супруненко в лодке ПВХ, сплавляясь по Енисею. Он поставил перед собой амбициозную задачу – в одиночку на веслах по реке преодолеть около 2-х тысяч километров. Фотоаппарат, видеокамера, блокнот с ручкой – с таким нехитрым набором Владимир отправился в путь, чтобы составить отчет о сплаве и насколько получится, узнать местных жителей, аборигенов. В Красноярске на берегу Енисея, собираясь в долгий путь, Владимир Супруненко пообщался с корреспондентом Sibnovosti.ru.
Корреспондент: Владимир, в чем смысл вашего путешествия? Какие вы перед собой ставите цели?
Супруненко: Каждое мое путешествие – это своеобразная экспедиция, исследование. Это и путешествие по казачьему следу, путешествие вокруг Черного моря. Высадка десантов запорожских и донских казаков. Славянская широта – самая длинная экспедиция от Украины до Владивостока через Монголию. Расселение славян, в частности украинцев, на этой обширной территории за Уралом. В прошлом году я приехал 4 тыс км на велосипеде по странам Индия, Непал, Шри-Ланка. Изучал связь славянской и индийской культуры, у которой остались арийские следы. В этом году я решил изменить вид транспорта – на лодке сплавиться по Енисею. Меня интересует жизнь людей в диких местах. Как они приобщаются к цивилизованному миру. В мире еще есть места, где люди живут так же, как и их далекие предки. Как они себя чувствуют в этих местах, насколько счастливы, как растят детей, какие у них социальные проблемы. Все это представляет огромный интерес. На Енисее таких мест достаточно. Хотелось бы проникнуть в эти места на севере Красноярского края. В дальнейшем я напишу книгу обо всех моих путешествиях. Это будет не только описание мест и ощущений, а философия путешествий с древнейших времен: что человека тянет в дорогу, как он живет в дороге, общается с людьми.
Корреспондент: Где вы публикуете отчеты о своих экспедициях?
Супруненко: Я все материалы о сплаве опубликую на своем сайте supr.in.ua, отчет появится в СМИ украинских и российских. Есть книги, которые я написал – о казачестве, в частности. Через художественную реконструкцию можно проникнуть в быт казаков. Это я надеюсь сделать и с помощью енисейских казаков, изучив их освоение Сибири, освоение Енисея.
Корреспондент: С какого места вы планируете отправиться, на какой лодке, где будет ваша первая остановка, а где последняя?
Супруненко: Моя база – клуб «Криофил», который меня приютил. Это идеальная база для старта, для оборудования лодки. Я решил сплавиться на простой двухместной лодке ПВХ, чтобы приобрести опыт сплава на таком большом протяжении реки. Возможно, этот опыт пригодится и будущим туристам, сплавщикам по Енисею – этот вид спорта активно развивается. Буду двигаться вдоль берега, без экстрима, чтобы в дальнейшем показать, как можно по такой суровой реке на таком простом плавательном средстве, естественно, без мотора совершать такие путешествия. До какого места это «проходимо», где опасно, а где безопасно. И такой опыт потом передать другим. Я рассчитываю, что максимальное расстояние, которое я смогу пройти за 2 месяца, от Красноярска до Игарки. Это максимальный срок для путешествия, оно может завершиться немного раньше или немного позже. Примерно до 5 августа я планирую завершить сплав, потому что позже на Севере становится холоднее. Что касается остановок, то – спасибо енисейским казакам, - они определены. Это Казачинское, Енисейск, Ярцево и другие поселения. Предполагаются встречи с местными жителями.
Корреспондент: Какой запас еды вы берете с собой? Планируете ли рыбачить во время сплава?
Супруненко: Придется рыбачить. Я, конечно же, занимаюсь дайвингом, подводной охотой, но, увы, в Енисее в пути этим невозможно заниматься. Поэтому это будет спиннинг, удочка, короткие сети, которыми можно быстро себе мелкую рыбу на ужин поймать. Рыбалкой я попытаюсь себе обеспечить пропитание. Мне достаточно одной рыбешки, чтобы поужинать. Минимальная какая-то добыча. Запас еды у меня традиционный. Казаки говорили: «Была б крупица и водица!» и продержишься. Кулеш – традиционное украинское блюдо. Под названием «кондер» оно известно и российским охотникам. Если кто не знает, то кулеш - это или жидкая каша или густой суп. Готовится на основе крупы, традиционные компоненты - вода и пшено. Плюс картофель, зажарка, дикоросы. Все, что есть под рукой. В походных условиях это самое подходящее блюдо. И конечно же, какой украинец без сала.
Корреспондент: Какая у вас связь с цивилизацией? Есть ли спутниковый телефон на случай ЧП?
Супруненко: У меня только мобильный телефон. Есть сигнальные ракеты на тот случай, если что-то случится.
Корреспондент: Прививку от клещевого энцефалита сделали?
Супруненко: Конечно. Клещ здесь самая большая опасность.
Корреспондент: В тайге нередко и дикий зверь выходит на берег, можно столкнуться с медведем. Вы готовы встретиться с хищником?
Супруненко: Я думаю, что таких явных столкновений не должно быть. Я буду выбирать места подальше от лесной чащи. И если на меня выйдет зверь, я использую сигнальные ракеты. Вообще, за 30 лет путешествий у меня ни разу не было явной схватки со зверем. Всегда они где-то в отдалении. При посещении природы надо готовиться к тому, чтобы сродниться с природой, со стихией. Ты должен себе внушить, что ты в этом живешь и максимально использовать растения, деревья.
Корреспондент: В пути вы планируете спать практически под открытым небом в палатке?
Супруненко: В палатке или у лодки. Я подстраховываюсь. Есть и палатка, которую я пленкой накрываю. И я думаю лодку оборудовать, чтобы понять, можно ли спать и укрываться от дождя в такой лодке.
Корреспондент: Говорят, что самодостаточному, умному человеку не скучно наедине с самим собой. Вы по этой причине в одиночку путешествуете или так вам удобнее?
Супруненко: Есть такое мнение среди тех, кто путешествует в одиночку, что в одиночку безопаснее путешествовать, чем в группе или вдвоем. Потому что невольно когда ты путешествуешь вдвоем, втроем, ты надеешься на тех/, кто с тобой рядом. И часто попадаешь в такие ситуации, когда тебе все равно приходится быть одному, сам должен выгребаться. А твои силы распределены на другое. Когда выдвигаешься в одиночку, ты сразу концентрируешься максимально. Ты избегаешь тех ситуаций, которые могут тебе повредить. Ты настолько сосредотачиваешься, что это помогает тебе выжить. Постоянная физическая работа, постоянная работа мысли не дает ни расслабляться, ни скучать.
Корреспондент: Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были на грани жизни и смерти, когда был риск и здоровью и самой жизни?
Супруненко: Жизни, наверное, нет. Но здоровью может быть и да. В пути по Индии я переносил заболевания, но несущественные.
Корреспондент: У вас есть семья, близкие? Как вам удается покидать свой дом на такое длительное время?
Супруненко: Семьи нет. С женой давно развелись. Дети, дочь и сын, привыкли, с пониманием относятся – ждут, надеются. Живы отец и мать. Отцу я не говорил – он больше переживает. Мать тоже переживает. «Еду в командировку», им говорю, всего не рассказываю.
Корреспондент: Что касается вредных привычек: курите, пьете ли вы в пути? Как себя боретесь со стрессом?
Супруненко: Курить бросил давно. С собой есть запас спирта небольшой. При непогоде, при каких-то ситуациях, исключительных случаях 50-70 грамм водки я позволяю себе выпить. Естественно, это расслабляет и помогает. Врачи говорят, что в пределах 50-100 грамм водки можно чуть ли не ежедневно принимать и это будет безвредно для организма.
Корреспондент: Понравился ли вам Красноярск?
Супруненко: Город очень понравился, удивил и красотой, и простором, и светлостью. Его расположение на холмах – мой идеал. Планировка какая-то вольная, широкая. Я увидел Енисей, который разделяет город, а с другой стороны и соединяет его. Я считаю, что из сибирских городов, из того, что я видел, это самый красивый город. Сами красноярцы отличаются не только от украинцев, но и от русских, живущих в европейской части. Сибиряки отличаются радушием, гостеприимством, большей открытостью, добротой, желанием прийти на помощь, выручить. Издревле взаимопомощь в характере сибиряков. Все это сильно отличает вас от европейцев, которые уже сильно закручены, заморочены, зацивилизованны, закомерциализованны. Эту разницу видно и в глухих местах, и в городах.