Томские учителя: Единый учебник по истории смутит только молодых педагогов
По словам специалистов, идеальный учебник должен быть таким, чтобы не возникало спорных вопросов.
Минобразования РФ обнародовало проект нового стандарта преподавания отечественной истории в школе. На его основе напишут единый учебник. Томские учителя со стажем считают, что он смутит только молодых педагогов. Об этом сообщает «РИА Новости».
«Изначально предполагала, что новые стандарты предполагают появление лишь одного учебника истории, - поделилась учитель истории СОШ № 11, лауреат городского этапа всероссийского конкурса "Учитель года —2012" Наталия Макарова. - Выяснилось, что я беспокоилась напрасно. Будет какая-то рекомендованная линия — то, какие факты должны изучаться, то, как их можно интерпретировать, а самих учебников будет несколько. Что касается самой единой концепции. Вообще, я по жизни редко бываю максималисткой — либо черное, либо белое. И существование такой концепции меня настораживает. С другой стороны, какой-то порядок все же нужно навести, потому что в нынешних учебниках истории есть некая анархия. Вообще, учебников развелось бесчисленное количество, и если их станет меньше, это уже будет хорошо. И качество этих учебников разное — в одном тема хорошо прописана, в другом — гораздо хуже».
В книгах для школьников встречаются и фактологические ошибки.
«Самый яркий пример на моей памяти — это когда о наполеоновском вторжении в одном учебнике написано, что там численность войска была 520 тысяч, а в другом — 250 тысяч, - продолжила Наталия Макарова. - Это ведь существенное расхождение, не в 20-30 тысяч. С фактами, с цифрами, со статистикой нужно навести порядок. В новых учебниках нужно учитывать и формат ЕГЭ. Потому что иногда на экзамене встречаются вопросы, которых нет ни в одном учебнике! При таком раскладе получается, чтобы хорошо сдать экзамен, ты должен вообще все учить. Вот с этой точки зрения у этих нововведений есть смысл. А вот единые идеология и интерпретация вызывают у меня вопросы. В истории нет аксиом. С одной стороны посмотришь — плюс, с другой посмотришь — минус».
Томский учитель поделилась мнением, каким должен быть идеальный учебник.
«Для меня идеальный учебник все же такой, где нет одной точки зрения по спорным вопросам, - подчеркнула Наталия Макарова. - Учебник должен быть многоаспектным… Мне бы не хотелось, чтобы появление новых стандартов преподавания превратилось бы в очередное переписывание истории. Я не знаю, как это будет, но опасения такие у меня есть. Надеюсь, до такого не дойдет, что, к примеру, период Ивана Грозного нужно будет оценивать только положительно. Хотя, кстати, педагогов со стажем вообще-то не сильно задевает обсуждение этих стандартов и концепций. Опытный учитель все равно будет преподавать по-своему. И что бы там ни было написано, он скажет и свое мнение, и свою оценку, факты из учебника по-другому преподнесет. Роль учителя в образовательном процессе превалирующая».