Томичам предлагают готовить блюда из мяса бобра
Плотины зверьков перекрывают реки, а поднявшаяся вода подмывает дороги.
Томские специалисты утверждают, что из мяса бобра можно готовить деликатесы. Об этом сообщает «РИА Новости».
В регионе расплодились бобры. Они перегораживают реки плотинами, которые мешают продвижению рыб во время нереста. Поднявшаяся вода подтапливает леса и дороги.
Отметим, что мясо бобра является деликатесом: подкопченный бобр — "писк моды". Но томичи и шеф-повара местных ресторанов пока бобрятиной пренебрегают.
Когда-то бобров было мало, и власти предпринимали меры по увеличению их численности — зверьков даже завозили из Белоруссии.
"В свое время мы затрачивали большие средства из областного бюджета, чтобы их численность поднялась, - вспоминает председатель Комитета по охране животного мира Администрации Томской области Константин Осадчий. - Затраты неслись, чтобы возместить их в виде продукции бобрового промысла. Но в те времена никто не предполагал, что упадет спрос на них. Я думал, что "мягкое золото" как было, так останется".
В регионе насчитывается до пяти тысяч грызунов. Они даже добрались до Томска — животных видели в реке Ушайка в центре города. Лес, оказавшийся в воде из-за поднявшейся воды, быстро загнивает, выделяя в атмосферу вредные химические вещества, в частности, аммиак. Восстановить затопленные лесные территории невозможно — они заболачиваются. Мешают бобры и передвижению рыбы, что негативно сказывается на нересте. Тем самым, губернатор Томской области Сергей Жвачкин заявил о необходимости создания программы по борьбе с бобрами.
"Давайте или отлавливать — соседям подсовывать, туда, где бобров нет, - подчеркнул он. - Наука, создайте программу, назовите ее "Бобры". Мы профинансируем".
Но мало прописать экономические составляющие, главное — вызвать заинтересованность у охотника.
"Подкрадываемся к решению проблемы, - пояснил Константин Осадчий. - Вопрос серьезный. Можно прописывать экономические составляющие, но если не будет заинтересованности у охотника добывать этого животного, не будет возможности сбыть заготовленную продукцию — никакие программы работать не будут. Конечный хвостик этой программы — скупка продукции у охотника".
Однако пока "энтузиастов на бобров не просматривается".
"Шкурка у бобра специфичная — очень толстая: чтобы привести ее в нормальное состояние, сделать тоненькой и не повредить корни волос, нужно специальное оборудование, - продолжил областной чиновник. - А полуфабрикаты никто брать не будет — нужно удалять остевые и направляющие волосы со шкурки, оставлять только подпушь. Есть такие машинки, но они очень дорогостоящие".
Многие охотники выбрасывают мясо бобра, некоторые - скармливают собакам, забирая шкурку. А ведь мясо грызуна — настоящий деликатес.
"Я кушал, - поделился Константин Осадчий. - Замечательное мясо, как и у ондатры. А ведь бобр не подвержен тем заболеваниям, которые переносит ондатра. У ондатры спинку и задние лапки едят — порционное блюдо получается: в маринаде вымочил, на шампурок нанизал — это изумительно. У бобра такого мяса в среднем 8-10 килограммов, а его выкидывают".
Представитель местной власти вспомнил рецепты блюд из деликатеса.
"Самое простое – жаркое из бобра, - сказал он. - Правда, мы мясо не мариновали, а варили на всякий случай. Разделали на порционные кусочки – килограммов девять тушка была. Остудили, специями напичкали – не магазинными, а с огорода: горький перчик, лучок, петрушечка. Все это на противень – и в духовочку… Как только корочка румяная появилась с одной стороны, я достал, кусочки мяса перевернул, поставил обратно. Как только появилась корочка аппетитная с другой стороны – достали к столу. И обязательно гарнир. Мы тогда большой чугун картошки наварили".
Приготовленный бобр был достаточно жирный.
"И жир вкусный оказался, - добавил Константин Осадчий. - Очень сытное мясо – по небольшому кусочку скушали – и все… Не с чем сравнить такое мясо. Специфический запах, привкус. Я видел в ресторанах лапки лягушек – так я лучше отважусь отведать мясо бобра".
Но при разделке охотники отрубили и выбросили хвост.
"Мы тогда необразованные были, а потом узнали, что из хвоста получается замечательный продукт, - утверждает областной чиновник. -Эту шкурку обдают крутым кипятком – и она замечательно снимается с хрящика. Мы его тогда быстро отрубили, а самое вкусное у него – хвост".
Томские рестораны не готовят мясо бобра. В меню местных заведений встречаются блюда из медвежатины, оленины, мясо дикой птицы.
"Мы даже не задумывались над этим", — пояснил представитель одного из ресторанов.
"Я пытался связаться с новосибирским рестораном — они большими партиями закупали боровую дичь – тетерева, глухаря, рябчиков, - заявил Константин Осадчий. - Спросил, не хотят ли они закупать мясо бобра. На том конце провода долго молчали, потом спросили, а что это такое".
"Стреляют их на мясо, чтобы коптить – такой писк моды, - добавил охотник с многолетним стажем Валерий Гончар. - Я пробовал. Хорошее мясо. Привкус специфичный – отдает тем, чем он питается – травой. Его засаливают, затем коптят".
Мало кто решается охотиться на речного грызуна.
"Сложно добывать, - пояснил Валерий Гончар. - Весной практикуют стрельбу из лодок: их норки топит, они выходят. Но это браконьерский способ. А осенью бобр – скрытный товарищ, ночной образ жизни ведет, нет героев, чтобы караулить сидеть".
Добывать бобра ради шкурки тоже накладно.
"Она трудна в обработке, - утверждает охотник. - Он сам жирный, и кожа толстая. Стоимость ее никого не вдохновляет, и мало кому нужна, разве что на сиденье в машину".
Единственное, что востребовано из бобровой продукции, — струя (мускус), которую настаивают на водке и используют в народной медицине.
"Даже есть объявления, что скупают бобровую струю", — заметил Валерий Гончар.
Отметим, что охотиться на бобра в Томской области разрешено с 1 октября по 28 февраля. Разрешение на добычу стоит 400 рублей, сбор за голову — 60 рублей.
"Должна быть заинтересованность у охотника: я добыл — и сдал, и хотя бы половину того, что я затратил на промысел, я возмещу, - считает Константин Осадчий. - Остальное будут возмещать соболиным промыслом, на белку, на ондатру. За бобра нет вознаграждения, как за медведя, например".
В регионе можно было бы создать своего рода бобровый кластер по заготовке, переработке и изготовлении изделий из бобра.
"Но это вряд ли возможно, - говорит специалист. - Огромные деньги на это нужны. И перерабатывать 1,5-2 тысяч шкурок в год тоже будет не совсем рационально. Нужно с соседними субъектами объединяться, создавать производство".
Местные власти ведут переговоры с профильными ведомствами в столице.
"Потому что сколько я ни обзванивал своих коллег, такого рода программы не принимались, - отрезюмировал Константин Осадчий. - И направленность какая — обычно их принимают в целях увеличения, а тут — снижение численности. Москва сказала, что поможет".