«Синдром Гитлера», или патологическое стремление к власти
Маленьких гитлеров на наших улицах, в соседних офисах и близлежащих квартирах гораздо больше, чем принято считать.
Хочу сразу сказать – нет такого устойчивого выражения – «синдром Гитлера», просто, когда я задумала написать о патологическом стремлении людей к власти и набрала это словосочетание в поисковике, то большая часть выданных материалов была именно о Гитлере. Вероятно, это самая яркая и значительная для истории фигура, чья патология достигла апогея. Так сказать, хрестоматийный образ. Между тем, маленьких гитлеров на наших улицах, в соседних офисах и близлежащих квартирах гораздо больше, чем принято считать. Конечно, степень патологии их личностей, возможно, не столь глубока, как у вышеупомянутого персонажа, но попортить кровь они успевают многим.
Определение и вожделение
Так что же такое власть? «Это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению» – так определяет понятие популярный энциклопедический портал. Аналогично говорит о власти и словарь Ожегова, как о «праве и возможности распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле». Есть и народная поговорка «своя рука – владыка». Иными словами власть – это возможность управления кем-либо или чем-либо, сопряжение свободы действий одного с несвободой, ущемлением другого.
Уж кто только не писал про явление и появление власти – от Аристотеля до Макиавелли. И все авторы находят борьбу за власть – явлением естественным и присущим всему живому. И правда, давайте посмотрим в мир животных – альфа-самцы управляют стаями и борются за границы территории обитания, альфа-самки определяют стиль воспитания детенышей. Да что там животные, даже у бактерий ни дня не проходит без борьбы за власть – одна колония микробов вытесняет другую, делят место под солнцем даже штаммы вирусов.
Эта же проблема соподчинения существует и внутри многоклеточных организмов между различно специализированными клетками. Когда организм здоров, то сообщества клеток находятся в слаженном взаимодействии друг между другом, в соответствии с установившимся порядком. Этот порядок закодирован в генетической памяти клетки. Иногда возникает своеобразный «бунт» клетки против обязательного порядка в данном организме. Так образуется раковая опухоль. Опухолевые клетки устраивают «революцию» и стремятся выжить и дать жизнь своему потомству. Они начинают неудержимо делиться, подчиняя своим потребностям резервы всего организма.
Иными словами, любое существование, любая жизнь связана с борьбой, с ущемлением прав одной стороны, преобладанием прав другой и постоянным «перетягиванием каната» между ними. Внутри психики каждого отдельно взятого человека так же не царствует штиль. Там происходят войны не хуже внешних, и порой заканчиваются они разрушительно – или для индивидуума, или для тех, кто его окружает.
Нити кукловода
Механизмы приведения власти в действие складываются из многих компонентов – должности, денег, связей, политических способностей, профессионального, управленческого мастерства, авторитета и т. д. В свою очередь источники власти можно разделить на два типа. Первые – это эндогенные, личностные факторы, то есть те черты личности, что помогают прийти к власти и удерживать ее – ум, харизма, хитрость, обаяние. Второй тип – это внешние источники, общественные, например, закон и его гарант государство.
Существует целый арсенал всевозможных способов достижения своих целей – от невинного обольщения, убеждений, обещаний до шантажа, насилия и принуждения. Способы эти могут применяться как явно, так и скрыто, их может не осознавать не только подавляемая сторона, но и подавляющая.
А теперь вернемся к проблеме потребности во власти, которая является присущей каждому человеку без исключения, но в разной степени и в зависимости от нескольких факторов. У всех нас есть ряд жизненно важных потребностей – в пище, тепле, воздухе и пр. И как только возникла потребность – возникает возможность манипулировать человеком, регулируя удовлетворение этой потребности. Не зря же существует выражение «перекрыть кислород». Естественно, эта зависимость от контролера источника «кислорода» воспринимается как несвобода и первое желание – освободиться от гнета. Освободиться можно только двумя способами: путем отказа от блага или посредством овладения контролем над ним. Так и рождается первичное, вполне здоровое желание власти. Хотя бы над собой и своими потребностями. Но как только индивидуум понимает, что аналогичные потребности существуют и у других, а контроль за источниками может быть отвоеван, то вот как раз здесь и начинается та жажда власти, которая, собственно, является основной темой этой статьи.
Притязания на одно и то же благо создают соперничество, которое напрямую связано с насилием и подавления одних другими. Поэтому власть и насилие так часто идут бок о бок. Интересно, что «занимать круговую оборону» круглые сутки невозможно, психика имеет свойство быть разной время от времени, поэтому зачастую авторитарные жесткие руководители в домашней обстановке безвольны и мягки, и даже, как другая крайность, занимают подчиненную позицию в паре садист-мазохист. И наоборот, затюканные сотрудники, приходя домой, превращаются в кухонных тиранов. Интересно, что оба эти типа личности нуждаются друг в друге, ведь они дают своему визави то, чего так просит их психика.
Пирамида потребностей
Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) в виде пирамиды отобразил человеческие потребности по мере их срочности и значимости. К первичным он относит физиологические нужды (пища, вода, тепло, кров, секс, сон, и т.д.), а также безопасность. Ко вторичным – потребности в принадлежности к какой-либо социальной группе (к семье, друзьям, стране), а также потребности в уважении и в самореализации. Исходя из этой теории, можно сделать вывод, что о самореализации человек будет думать тогда, когда все его первичные потребности удовлетворены. То есть когда он сыт, согрет, здоров и находится в безопасности. Но мы знаем – когда не устроена какая-то первичная сторона бытия, то уровень агрессивности выше обычного, это и понятно, ведь инстинкты подсказывают – если влезть на вершину социального положения, можно решить все проблемы оптом – и с реализацией, и с пищей.
Всякая потребность живет в динамической череде подъема и спада. Потребность в самоутверждении может быть не актуальной сколь угодно долго до тех пор, пока в межличностном общении не прозвучит прямая угроза снижения социального статуса. Человеку в норме власть не нужна, но как только произойдет какое-то ущемление прав или достоинств личности, несправедливость, обида, как тут же появляется желание восстановить душевное равновесие и самоутвердиться. Весьма точно эту закономерность подтвердил известный психолог Эрих Фромм: «Пока и поскольку индивид силен, господство над другими ему не нужно, и он не будет стремиться к власти». Это подчеркивает, что желание власти является, скорее, признаком слабости, нежели силы.
Есть такая народная поговорка времен социалистического тоталитаризма: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Власть не согласуется с априори верным и здоровым принципом умеренности, ведь жаждущий власти человек сначала находится в стрессе из-за этой самой жажды, а затем, в случае получения вожделенного, из-за страха потерять доставшееся с таким трудом. Однако и другая крайность – отсутствие какой бы то ни было власти может означать не только ощущение утраты полноты жизни, но и психическое нездоровье. Невозможность хоть как-нибудь повлиять на происходящее, пусть даже только на свою жизнь, делает человека беспомощным, лишает уверенности в себе и элементарного самоуважения. А когда стрессовая озлобленность соединяется с потерей самоуважения, возникает взрывоопасная смесь, способная подвигнуть на ужасные поступки.
В следующей части – о зарождении стремления к власти в детском возрасте и случаи из жизни, когда патологическое властолюбие превращает человека в изгоя общества.