Детская игра – способ распутать семейный конфликт и психотерапия для взрослых
Игра может стать не только ключом к разгадке скрытых переживаний ребенка, но и средством восстановления целостности и гармонии в семье сквозь призму восприятия малыша.
Наконец-то наступило долгожданное сибирское лето. Пригрело солнышко, и детвора с нетерпением высыпала на улицу, во дворы и детские площадки. В нашем дворе очень весело и шумно, каждый день играют разные детишки. Наблюдать со стороны за их игрой очень интересно, узнаешь много нового. Мальчики больше играют в космические войны и стараются скрыть от посторонних глаз свою «деятельность», девочки, напротив, открыто расположились на скамеечках с колясками, куклами, различной утварью и игрушечной мебелью.
Если у наших мам и бабушек в качестве «дочек» были тряпичные свертки, то у современных детей имеются куклы, олицетворяющие всех членов семьи: и маму, и папу, и ребенка, и даже дедушку с бабушкой. Любимая игра девочек всех поколений – «дочки-матери». Девчонки увлеченно играют с куклами, если приглядеться и прислушаться, можно увидеть целое представление. Спектакли с участием одного актера рассказывают о нравах, царящих в современных семьях. Детская игра – словно психотерапия для взрослых, возможность распутать семейный конфликт.
Игры детские – темы взрослыеПятилетняя Даша играет с игрушечными куклами: Кеном, Барби и их малышом. Девочка поочередно говорит то за маму-Барби, то за папу-Кена, то за их малютку. Вот мама затеяла жарить котлеты, достала сковороду, приготовила фарш из песка, папа сидит на диване и смотрит телевизор, малыш играет возле папы. Мама причитает:
– Ой, мы опять забыли лук купить, иди сбегай – купи!
– Пойдем гулять с ребенком, тогда и купим, – отвечает папа.
– Да мне сейчас надо, что я, по-твоему, должна в котлеты заложить?
– Сейчас подожди, только футбол досмотрю.
– Опять ты со своим футболом, хоть бы семье внимания подарил!
Тут начинает плакать ребенок, мама, забыв про котлеты, стремительно кидается к нему:
– Что случилось, мой маленький, неужели папа тебя обидел? – берет на руки, качает и приговаривает, – вон из-за тебя даже ребенок плачет.
А вот четырехлетняя Надя, она заворачивает пупса в пеленку и приговаривает:
– Спи мой маленький, ты устал, – вдруг неожиданно роняет куклу, – ой, упал, что ж ты такой неуклюжий, все время вертишься, вон твоя сестренка – какая спокойная была! – Затем бережно поднимает пупса и начинает кормить с ложечки, при этом специально несет ложку мимо рта, пища вываливается:
– Ой, какой ты грязнуля, поел как поросенок, видишь, как Надя аккуратно кушает, – берет пупса и несет умываться, ругаясь, – какой ты у меня неумеха, и умываться сам не умеешь, надо ведь всему в жизни учиться!
Рядом гуляет Надина мама с коляской, недавно у них родился второй ребенок – мальчик. Мама смеется и говорит:
– Это она меня изображает, как я вожусь с Кирюшкой, только все время сравнивает с собой и подчеркивает, что он неумеха. Дома постоянно спрашивает: «Мама, я ведь аккуратней была, чем Кирилл и не вертелась, как он?». Ревнует меня к брату.
Аполлинарии пять лет, она играет с большой красивой куклой и строго с ней разговаривает:
– Доченька, давай кушай то, что я приготовила (в тарелке – листья одуванчика, перемешанные с гравием). Не хочешь? А я не могу тебе каждый день деликатесы готовить, у нас уже деньги все поскончались, надо к соседям опять набиваться. Я стараюсь, готовлю тебе пловчик свеженький, а ты какая-то неблагодарная. Я все для тебя готова сделать, а ты – бесстыдница, не хочешь кушать, вот сейчас ты у меня получишь! – берет куклу и шлепает ее. Кукла издает жалобный писк:
– Мамочка, я больше так не буду!
Мама нежно берет куклу на руки, обнимает, целует и приговаривает:
– Не плачь, моя маленькая, все у нас с тобой будет хорошо. Только ты меня слушайся, ладно?
– Мама, я буду слушаться, если ты мне купишь «киндер-сюрприз» один.
– Хорошо, моя сладенькая, пойдем в магазин, купим чего-нибудь вкусненького!
Оказывается, Аполлинария (коротко Поля) каждый день гуляет одна, без присмотра. Ее родители недавно развелись, и маме приходится много работать.
Игра в мечтуЧто-то истории все больше печальные, неужели у большинства дошколят трудности в семьях? Оказывается, нет. Вот шестилетняя Алиса катает в коляске целую кукольную семью: маму, папу и их маленькую дочку. Папа говорит:
– Дорогая, ты не устала везти коляску, может, тебе помочь?
– Нет, дорогой, ты у меня такой заботливый! – отвечает мама и целует его.
– Давай заедем в агентство, купим путевки на Бали, нам всем пора отдохнуть!
– Как скажешь, дорогой, с тобой я готова лететь хоть на край света, – снова целует, – только сначала мне педикюр надо сделать.
– Возьми денег, иди педикюрься, а мы с доченькой поедем на машине в магазин, купим много мороженого и много новых игрушек.
– Смотри не лихачь за рулем, ведь ты не один, а с ребенком! – снова целует его, достает зеркальце и подкрашивает губы, – ну все, я поскакала!
Какая семейная идиллия! Счастливая семья, – думаю я. Тут подходит бабушка Алисы и говорит:
– Лисонька, пойдем домой, там Миша тебе подарок привез и мороженое.
Оказывается, Миша это муж Алисиной тети Светланы, они поженились недавно и живут с бабушкой. А так как родители Алисы все время заняты на работе, девочка основную часть времени проводит у бабушки, где и видит счастливые семейные отношения.
Что таит в себе играЗа комментариями по этому поводу я обратилась к Токаревой Татьяне Алексеевне, кандидату педагогических наук, доценту кафедры дошкольного образования и логопедии ТГПУ, имеющей многолетний опыт работы с дошкольниками.
– Игра «дочки-матери» очень интересна с точки зрения психологии, поскольку посредством этой игры дети пытаются воспроизвести систему семейных отношений. Наблюдение за игрой несет в себе полезную и порой неожиданную информацию о том, какая атмосфера царит в семье, как видит ее ребенок и о чем мечтает. Часто дети отображают в игре не реальные события, а желаемые, например, как Алиса, мечтающая о красивой, беззаботной жизни, в которой мама и папа любят друг друга и находятся всегда рядом. Отношения молодоженов дяди и тети для нее – голубая мечта. Она очень хочет иметь такую семью, поскольку в своей видит только деловые отношения, а то и вовсе их не видит в силу занятости мамы и папы. Игра с куклой позволяет девочке отождествлять себя то с мамой, то с папой, то с самой собой, поэтому здесь важно, роль какого персонажа преобладает в игре, а какая вообще отсутствует. Алиса играет только роли мамы и папы (причем равноправные), она не действует и не говорит за малышку. Она сама в этой игре – объект, за которым нужно ухаживать, но не интересоваться чувствами. Игра является своеобразной иллюстрацией жизни девочки, которая мечтает о родительской заботе и внимании.
Чтобы лучше узнать и понять своего ребенка, достаточно посмотреть, во что и как он играет. Ролевая игра показывает, с какими качествами родителей ребенок соглашается, а с какими не желает мириться. Из Дашиного лицедейства понятно, что она воспроизводит повседневную обстановку в семье, где мама является главой семьи и по совместительству обвинителем папы. Эгоизм и негативизм мамы может стать прототипом будущего поведения дочери. Уже сегодня она приняла сторону мамы, сама же чувствует недостаток внимания со стороны родителей, поэтому ее ребенок плачет. У Аполлинарии, в связи с отсутствием папы, мама тоже в приоритете. Девочка хорошо передала ее эмоциональное состояние: раздражение, обиду на жизнь, негодование, частую смену настроения, переход от строгости к мягкости. Сама она тоже играет немаловажную роль в семье, так как говорит и за отшлепанную дочь. В ее речи не чувствуется обиды на мать, а даже, наоборот, девочка готова пожалеть и понять ее, зная, что мама простит. Дочь придумала способ отвлечь маму от повседневных переживаний и превратила ее отрицательные качества в положительные. Возможно, жалея дочь, мама, таким образом, проявляет жалость к себе, оставшейся брошенной и беспомощной. В любом случае Поля очень тонко чувствует настроение мамы и всеми силами стремиться помочь ей.
А вот игра Нади полна хитросплетений. В ней чередуется ревность к младшему брату, желание устранить соперника (кидает куклу на пол), быть фаворитом и страх огорчить мать. Она играет то роль матери, то выходит из нее и отождествляет куклу с собой (подчеркивает свое преимущество и исключительность). Девочка испытывает некоторое удовольствие, когда мама совершает какую-нибудь оплошность в уходе за братишкой, поэтому она нарочно роняет куклу и кормит мимо рта. Но, не желая расстраивать маму, Надя все-таки проявляет к кукле и материнские чувства: бережно поднимает с пола, умывает. Все эти действия говорят о том, что внутри девочки – целая буря разных эмоций от обиды и ревности до мести и стремления самоутвердиться.
Какой бы век ни стоял на дворе, игра в «дочки-матери» остается актуальной и востребованной, поскольку отображает жизнь семьи со всеми ее перипетиями. «Дочки-матери» на современный лад – игра более жесткая и агрессивная, но как бы это обстоятельство ни пугало родителей, наблюдение за игрой бывает полезно и поучительно, так как открывает истинные чувства ребенка. Игра может стать не только ключом к разгадке скрытых переживаний ребенка, но и средством восстановления целостности и гармонии в семье сквозь призму восприятия малыша.
Источник Сибирский медицинский портал