Когда начинается настоящая дружба
У истоков детских привязанностей. Как с возрастом трансформируется восприятие дружбы.
У детей все по-настоящему – дружба, предательство, утрата и взаимовыручка. Иначе они и не представляют свой «взрослый» мир. Их симпатии случайны, отношения недолговечны, они часто ссорятся и мирятся, но, справляясь с трудностями, ребята учатся быть взрослее. Чем мотивирован выбор друга и чего ждут от дружбы наши дети – выгодного сотрудничества или обретения «аlter ego»?
Ссора с другом – это серьезноНа днях мой пятилетний сосед Никитка пришел из детского сада со слезами на глазах, на вопрос, что случилось, ответил:
– Я поссорился со своим лучшим другом Семеном.
– Ну, это ерунда, – отвечаю я, помиритесь еще, – или нового друга заведешь. (Про себя подумала: у детей все неустойчиво, скоро он найдет нового приятеля, а про Семена и думать забудет.)
– Нет, это не ерунда, Семен – мой самый главный друг, и если мы поссорились, это уже навсегда, а других искать я не хочу, потому что они заставляют жить по своим правилам, а я не хочу.
Оказывается, все намного серьезней, чем я думала. Это мы, взрослые, не придаем особого значения детским привязанностям, для детей ссора с товарищем – горестное переживание. «А слова «Не переживай, найдешь себе нового друга» ранят ребенка, поскольку зарождают чувство тревожности и ощущение непрочности человеческих отношений, которые быстро рушатся и никто об этом не переживает, – говорит Анна Владимировна Лобач, детский психолог, имеющий многолетний опыт работы в детском саду. – Также малышу может быть горько, что его не понимают родители – самые близкие люди в его жизни. Важно, чтобы в такие моменты родные поддержали ребенка, спросили, что он чувствует, дали возможность выговориться и разделили его переживания. Для пятилетнего человечка ссора с лучшим другом может стать настоящей драмой».
Что такое дружба?Каждому человеку хочется, чтобы его любили и принимали таким, какой он есть, и желательно безвозмездно. Необходимое условие прочной дружбы – вера в друга и взаимная терпимость. И. Кон, известный российский социолог, изучивший мотивы дружбы, выделяет несколько типов друзей:
- Друг-товарищ, соучастник совместной деятельности и общих интересов.
- Друг-зеркало, предполагающий отражение твоей сущности с целью самопознания.
- Друг-сострадальник, осуществляющий эмоциональную поддержу и сопереживание.
- Друг-собеседник, олицетворяющий коммуникативную сторону дружбы, самораскрытие и взаимопонимание.
- Друг-"альтер эго", высвечивающий идентификацию (уподобление себя другому), ассимиляцию (уподобление другого себе) или саморастворение в другом.
По мнению психологов-теоретиков, в дружбе важно не столько фактическое совпадение или несовпадение индивидуальных черт, сколько их восприятие, то, какие качества приписывают друзья друг другу. В.А. Сухомлинский писал: «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то свое». Понимание друга как своего «второго Я» предполагает принцип сходства. Однако «alter ego» не просто второе, а именно «другое Я», поэтому друзья необходимы, не дублировать, а взаимно обогащать друг друга.
У истоков детских привязанностейК двум годам ребенок начинает отделять родителей и близких людей от сверстников, но привязанности двухлеток и трехлеток случайны и носят временный характер. Внимание направлено не столько на товарища, сколько на его игрушку. Симпатии и антипатии связаны с единичными поступками, например: «Мне нравится Петя, потому что он мне дал поиграть своей машинкой, а Коля не нравится, потому что он – жадина». Хотя недостаток общения не исключает сильных эмоциональных привязанностей даже у самых маленьких. Разлука с другом может вызвать грусть, растерянность и желание отправиться на его поиски.
Настоящая дружба начинается в возрасте трех-пяти лет, и здесь выбор друга не случаен. Друг воспринимается как партнер по играм. В этот период отношения зависят от территориальной близости и носят ситуативный характер. Малыш еще не умеет отличать взгляды на жизнь других людей от своих собственных, поэтому его отношение к другу эгоцентрично. Психологи, наблюдавшие общение в детсадовской группе четырехлетних детей, пришли к выводу, что у малышей существует два круга общения: узкий и более широкий. Большую часть времени они проводят в более близком кругу. Симпатии и антипатии становятся устойчивыми. Постепенно к шести-семи годам выступают такие мотивы дружбы как ценностно-нормативные характеристики типа: «Мне нравится Катя, потому что она аккуратная».
В пять-девять лет дети уже отличают чужие интересы от своих, но не готовы признать правомерность обоюдного, равного обмена. Друзей ценят за то, что они делают лично для тебя. Московскими психологами было опрошено 877 дошкольников, выяснилось, что наиболее привлекательными для детей пяти-семи лет являются те дети, которые обеспечивают ребенку успех в игровой деятельности и с которыми интересно. На втором месте стоят нравственные качества, на третьем – внешняя привлекательность. С возрастом у ребенка развивается способность оценивать морально-нравственные качества товарищей не только по отношению к себе, но и по отношению к другим и коллективу в целом. Интересно, что девочки и мальчики дружат по-разному. Общение девочек более дружественное, они вступают в контакт с теми, кто им больше нравится. Мальчики сначала вступают в контакт, и только потом проникаются взаимным уважением. У мальчиков более широкий круг общения, у девочек – узкий (играют по двое, по трое). Но в мальчишеских компаниях более строгий распорядок, а у девочек – более эмоциональный. Зачастую мальчики играют со сверстниками своего пола, а девочки – своего.
В семь-двенадцать лет дружба мыслится как взаимовыгодная кооперация. Дети соглашаются признать необходимость взаимопомощи, но собственные интересы ставят превыше общественных. Дружба носит договорной характер, предполагающий соблюдение правил дружбы и высокие требования к характеру друга. Наибольшее предпочтение у младших школьников вызывает сверстник, проявляющий к нему доброжелательное отношение. В двенадцать-пятнадцать лет дружбу понимают как потребность совместного переживания, самораскрытия и посвящения друга в самое сокровенное. Подросток смотрит на друга как на сотрудника, уважающего общие интересы.
В юношеские годы (15-18 лет) дружба рассматривается как свободная взаимозависимость, удовлетворяющая эмоциональные и психологические запросы, но не нарушающая границ личной свободы. Значимость приобретают личные особенности, искренность, верность и интимность отношений.
Для чего нужны друзья«Чтобы повзрослеть и отделиться от родителей, ребенку необходимо понять, что можно любить не только маму и папу, но и других людей, – утверждает Анна Владимировна Лобач. – Кроме того, в отличие от семейных отношений в ранней дружбе нет заботы друг о друге. Друг для ребенка – это тот человек, с которым можно поделиться радостью и весело играть. Маленькие дети общаются между собой на равных. Их отношения полны неожиданностей и новых открытий. Ребенок уже знает, что родители от него никуда не денутся, а отношения с друзьями нужно каждый раз выстраивать, вкладывать силы и беречь их. Когда малыши играют вместе, это не просто забава, а настоящая работа души. Увидев что-то в товарище, каждый из них находит это в себе и, сравнивая, познает себя. Ребенок видит себя глазами других детей и учится оценивать: «Оля сказала, что я очень веселая!» Ищет сходства или различия между собой и другими детьми. Дружба по сходству может быть долгой, но, в то же время, может наскучить, поскольку не несет в себе никаких открытий. Дружба по различию более крепкая, она обогащает жизненный опыт и развивает обоих партнеров. Детские привязанности не просто укрепляют самосознание ребенка, но и побуждают его быть чутким к товарищу, искать точки сопереживания. С возрастом усиливаются альтруистические мотивы дружбы, потребность в безусловном признании и эмоциональной поддержке».
«Аlter ego», которое человек стремится найти в другом, выражает глубинные, подчас неосознаваемые свойства его собственного «Я». Поэтому тот или иной тип взаимоотношений соотносится с определенными чертами личности. Но почему симпатии детишек так непостоянны? Именно в силу своей изменчивости детская дружба позволяет изучать разные особенности друг друга, а позже и суть человеческих отношений. Дети всегда дружат для чего-то, но прежде всего, чтобы чувствовать себя защищенными и уверенными среди сверстников. Наличие преданных близких друзей – важнейшая гарантия от одиночества. По оценкам исследователей, большую часть друзей люди приобретают в процессе совместной деятельности, в производственных или учебных коллективах. Так, в школе другом становится не просто сосед по парте, а помощник в решении задачи или составлении рисунка.
Дружба – прекрасная школа общения. «Если у ребенка нет друзей, причина, скорее всего, кроется в поведении родителей. Либо они сами очень замкнуты и малообщительны, либо излишне тревожны, – поясняет Анна Владимировна. – Или же они не готовы к тому, что у их ребенка появится кто-то ближе и значимей их. Нередко даже в благополучных семьях дети чувствуют себя одинокими и не имеют реального друга. В таких случаях ребенок придумывает себе несуществующего собеседника. Поскольку порывы детского самосознания всегда направлены на изучение другого, ему неведомого, мира и своего собственного места в нем».
Друг помогает активно исследовать мир: «Мама, представляешь, – говорит четырехлетняя Настя, – а у Маши папа улетел в Америку жить, он нашел другую женщину. А разве так можно?» Дружба – потаенное место в душе ребенка, куда он привносит свое представление о мире и сравнивает его с другими мирами. Он удивляется, сопереживает, одобряет или осуждает и, таким образом, учится понимать себя и окружающих. Через оценку малыш приходит к осмыслению того, что другие люди могут жить по-другому. Дружба развивает толерантность, уважение к чужой культуре и заинтересованность в другом человеке.