Земельное законодательство Красноярского края предоставило гражданам право выкупить земельные участки на льготных условиях
На сегодняшний день территория Красноярска составляет порядка 37,5 га, из них 3,5 га. передано в аренду, около 4,5 га. находится в собственность, а около 15 га. земель вовсе не оформлено на каком-либо праве.
1 июля 2012 года закончился срок действия Федерального закона о льготном выкупе земельных участков (№ 137-ФЗ от 25.01.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Выкупная стоимость земельного участка складывалась из процента от его кадастровой стоимости с применением коэффициента кратности. Например, размер платежа 0,1% от кадастровой стоимости применялся при выкупе земельных участков в садоводческих товариществах, под гаражными боксами и жилыми домами. Платеж в размере 1,5% от кадастровой стоимости вносили пользователи земель, где размещались крупные здания и сооружения. Для сравнения, средняя выкупная стоимость земли под жилым домом составляла 2,5 рубля за 1 кв. метр, а под нежилым строением – 320 руб. за 1 кв. метр.
Красноярцы, обратившиеся в департамент муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска с заявлением на выкуп земли уже 2 июля, были поставлены перед фактом – размер платежа равен кадастровой стоимости земельного участка. Стало очевидным, что цена за землю будет исчисляться десятками тысяч и миллионами рублей.
Выкупная цена земельного участка под жилым домом площадью 8 соток в Свердловском районе равная 7 тысячам рублей, с 1 июля 2012 составила 700 тысяч рублей. Земельный участок площадью 31 кв. м под гаражным боксом в Советском районе можно было выкупить за 2 тысячи 500 рублей, его цена составила 250 тысяч рублей.
Спрос на выкуп земельных участков резко упал. Обозначилось существенное снижение доходной части бюджета от продажи земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений в 2013 году, по отношению к аналогичному периоду 2012 года.
Анализ поступающих обращений граждан и представителей юридических лиц, содержание заявлений и жалоб частного характера, результаты рассмотрения заявлений правоохранительными органами подтверждали, что спрос на земельные участки под объектами капитального строительства велик. При этом, подавляющее большинство граждан не намерено приобретать земельные участки в аренду, а только в собственность. Сегодня территория города Красноярска составляет порядка 37,5 га. Из указанной площади 3,5 га. передано в аренду, около 4,5 га. - в собственность, около 15 га. земель вовсе не оформлено на каком-либо праве.
Администрация города совместно с Красноярским городским Советом депутатов вышла с инициативой к депутатам Законодательного собрания Красноярского края, чтоб внести изменения в краевое земельное законодательство. Утвердить правовую норму, позволяющую снизить расходы граждан на приобретение в собственность земельных участков, при этом нивелировав бюджетные потери.
В свою очередь, проблема была изучена краевыми парламентариями. А по итогам был принят закон "О внесении изменений в Закон края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" в части экономического стимулирования использования земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности". Закон, предусматривающий льготную цену выкупа земельных участков, вступил в силу 2 августа 2013 года.
В соответствии с новой нормой установлена льготная цена выкупа земельных участков для некоторых категорий правообладателей объектов недвижимости. Для граждан, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на приобретаемых земельных участках, а также для собственников жилых, дачных и садовых домов, гаражей, выкупная цена применяется в размере 2,5 % от кадастровой стоимости.
Для иных собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на приобретаемых земельных участках, размер выкупа составляет 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Заместитель главы города, руководитель департамента муниципального имущества и земельных отношений Андрей Шлома отметил: «Закон позволит обеспечить как экономическую стабильность горожан, так и поступление дополнительных средств в бюджет города. В перспективе будет сформирована крепкая налогооблагаемая база, способствующая успешной реализации социально-экономических программ».