Романтика Горной Шории – коснись облаков на краю Земли
Неважно, какого ты пола, возраста и социального статуса. Есть только ты и духи гор. И ощущение бесконечного счастья…
«Ну, как же тебе рассказать, что такое гора? – поется в известной песне Визбора. – Гора – это небо, покрытое камнем и снегом, а в небе мороз неземной, неземная жара, и ветер такой, что нигде, кроме неба, и не был…» И это только первоначальное представление о пребывании в горах. Моя дочь, Маргарита, недавно вернувшаяся из восьмидневной экспедиции в Горную Шорию, утверждает, что горы – это совсем иная жизнь. Колоссальный заряд энергии и прикосновение к вечности. В горах стираются границы и правила. Неважно, какого ты пола, возраста и социального статуса. Есть только ты и духи гор. И ощущение бесконечного счастья…
Нелегкий путьВот уже третий год в Томске туристами-любителями проводится оздоровительный тур в район хребта Тигер-Тыш (Поднебесные зубья) горного массива Кузнецкий Алатау. Экспедиция берет начало от станции Лужба Кемеровской области и движется в восточном направлении к границе Хакасии. В этом году было запланировано освоить новую местность – долину реки Харатас, называемую также Золотой длиной. Но погода не пустила, встретила команду, состоящую из 11 человек (четыре мужчины и семь женщин) проливным дождем. Поэтому ребята направились к одному из пиков Большого Зуба – Пику Гамова (Томусинского), высотой 1748 м, и успешно покорили его. Поход не был категорийным, то есть не было локальных препятствий, автономности и напряженности маршрута. Поэтому при наборе в группу отсутствовали ограничения по возрасту, физической подготовке и половому признаку, пошли бесстрашные энтузиасты-романтики. Самому старшему участнику экспедиции – пятьдесят лет, самому младшему – шестнадцать. Средний возраст группы составил 32 года. Туристов сопровождал профессиональный врач.
Дорога оказалась не из легких. Еще бы, как идти новичку по размытым дождем тропам, неся за плечами пятнадцатикилограммовый рюкзак? Опытный руководитель группы тянул на плечах все тридцать килограмм. Скользко, сыро, страшновато, ведь не знаешь, что тебя ожидает впереди. Один раз пришлось даже перейти вброд ледяной горный ручей. Поскальзывались, падали, вставали и снова шли. Терпеливо дожидались отстающих. Уже на первом этапе начал вырабатываться командный дух – протяни товарищу руку, помоги подняться. К месту запланированной дневки шли три дня. Хорошо, что тропы уже хоженые и приюты известны. В течение каждого дня двигались по сорок минут, затем пятнадцатиминутный привал-отдых, иногда совпадающий с обедом, затем снова сорокаминутка прорыва. Чтобы не скучать, пели песни. Весело! Периодически приходилось шагать под проливным дождем, нацепив на себя специально изготовленный полиэтиленовый балдахин до пят или длинный дождевик.
На ночь разбивали палаточный лагерь. Грелись у костра, сушили вещи, у многих на протяжении пути обувь была мокрой. Но это казалось пустяком, главное – выспаться. Спали как убитые, благо комаров и гнуса не было, дикие звери тоже не мешали. К восьми утра все успевали выспаться, и снова в путь! Постепенно продукты в рюкзаках убывали, что поднимало не только настроение, но и тело. Все легче и легче ходоки взбирались на горки, пригорки, прыгали с кочки на кочку на болотах и перебирались по переброшенным через опасные быстрые ручьи деревьям. В результате к прибытию на стоянку дневного лагеря у половины группы были стоптаны ноги, но почему-то это никого не огорчило.
А вокруг – красота!Хребет Тигер-Тыш (от тюркского тенгри (небесный) и шорского тиш (зуб) или, как его еще называют, Поднебесные Зубья славится разнообразной природой. За одну ночь можно оказаться в мире бурных горных рек, чистых озер и родников, стремительных водопадов, цветущих «альпийских лугов», высоких папоротников, нетающих снегов, величественных вершин и живописных далей без горизонтов. На склонах хребта в истоках многих рек лежат небольшие ледники. Природный ландшафт меняется по мере подъема. У подножия Большого Зуба – смешанный лес, в котором увидишь березу наряду с пихтой, а осину рядом с елкой. И трава здесь очень высокая, порой достигает 2,5 метра, а подстилка каменная. Метров на 800 выше смешанный лес сменяется на хвойный и напоминает кедрово-пихтовую тайгу, под ногами ровным слоем лежит мох. На тысячу метров выше – горная тундра и «альпийские луга», а еще выше – скалы, покрытые снегом. Красота неописуемая!
Часто сочетание разных типов ландшафтов можно увидеть на одной картинке, ведь вершины гор всегда оказываются в перспективе, а бурные реки, словно невзначай, текут сбоку. Вода в горных озерах очень холодная и кристально чистая, дно просматривается до самой глубины. То и дело на пути встречаются каменные россыпи-курумы в комбинации с кустарниковыми зарослями. Размеры камней часто достигают одного метра в диаметре. А на самой высокой вершине реально ощущаешь, что стоишь на краю земли и до облака можно рукой достать! Какие-то совершенно волшебные и порой мистические ощущения. Погода в горах очень капризна. Резко меняется практически на глазах: то холодный проливной дождь, то невыносимая жара. Интересно, что холодный снег можно увидеть рядом с животрепещущей зеленой травой, мертвый камень обрамляет «межконтинентальную» картину.
В здоровом теле – здоровый духКроме движения в пути – три дня до стоянки, три – обратно, один день – восхождение на Пик Гамова – было в этом походе еще много интересного. Каждый день свежая пища. По утрам – молочные каши, приготовленные на костре: то манная, то рисовая, то пшенная, то кукурузная, то геркулесовая, то «дружба» (пшено с рисом). В обед – суп с пылу, жару, был и борщ, и щи, и харчо, и грибной, и гороховый, и лапшичник. Вечером – пюре, плов, уха, гречка и жареные грибы. Ни разу ни одно блюдо не повторилось. На каждого человека пайка – 40 граммов, вместо хлеба – сухарики. Чай – всегда на травах. Заваривали Иван-чай, белоголовник, мелиссу и лист смородины. А чай с костра – это что-то божественное, по-настоящему живое и вкусное. В лесу вдоволь наелись черники, жаль малина еще не поспела, и загорели не хуже, чем на курорте, поскольку солнце в горах очень активно.
Каждое утро под руководством опытного тренера занимались суставной гимнастикой и дыхательными практиками. В свободное время расслаблялись, слушая звуки живой природы. Никаких внешних раздражителей, ни шума автострады, ни грохота строек, ни громких разговоров. Даже мобильные не отвлекали от чудо-релаксации – связь отсутствовала. Пение птиц и журчание ручьев благотворно повлияли на нервную систему и подарили ощущение глубоко отдыха. Еще, рисовали, позировали, загорали, пели песни у костра и купались в холодных горных ручьях. Очень бодрит! И, конечно, общались. Бывалые туристы рассказывали разные истории, о том, как оставить скалам свои неудачи, а взамен получить силы на достижение целей. По очереди дежурили у костра, готовили еду, а на самой высокой вершине новички прошли посвящение в туристы. Насладились цветением разнотравья «альпийских лугов» и повалялись в снежных сугробах в разгар лета. Впечатлений набрались на целый год, и, кажется, даже обрели счастье…
Друг познается в горахЯ совершенно не узнала свою дочь по прибытии. Необычайно загоревшая Рита была буквально потрясена увиденным и услышанным. Говорит, даже не думала, что между людьми могут быть такие теплые и бескорыстные отношения. Первые дни в цивилизованном мире ей очень не хватало рюкзака за спиной, настолько она к нему «приросла», что даже походка немного изменилась. Зато теперь не страшно носить тяжести. Недаром говорят, что горы высвечивают самые скрытые стороны характера человека. Невольно открываются даже замкнутые люди. Фальшь всплывает на поверхность, а доброта утраивается. Нынешняя группа туристов получила название – самая выносливая группа без нытиков. Руководителей удивило, что ни самые почтенные, ни подростки не дали волю обидам, жалобам и капризам, стойко и даже с юмором вынесли все тяжбы горных подъемов и спусков. Лишь однажды одна из женщин заплакала после перехода босиком вброд через широкий ледяной ручей, еще и по булыжнику. Ноги заледенели, да и вообще тяжело. Но в горах считается нормальным дать волю эмоциям. Необходимо, чтобы из сердца вышло все негативное, уступая место положительной энергии.
Обратный путь, вниз, физически оказался гораздо сложнее подъема, хоть рюкзаки и полегчали. Зато в моральном плане было легко, ведь за пять дней ребята стали настоящей командой. Лучше узнали друг друга (основная часть группы не были знакомы), стали откровенней и отзывчивей. В палатках мальчики спали вместе с девочками без каких-либо претензий. В походе главное – чтобы тепло было. Спальник, конечно, хорошо, но дыхание друга надежно и греет приятней. По рассказам Марго, все члены группы, независимо от возраста, перешли на «ты», никто не замечал мужского ты пола или женского. Разве что мужчины физически сильнее, во время движения, они подавали девушкам руку, помогали нести рюкзак и переходить по бревнышкам. Когда было очень холодно, просто обнимали соседа справа, согревая теплом своего тела. А во время стоянок непринужденно, отбросив всякое стеснение, делали друг другу массаж спины и ступней. Это было очень трогательно и приятно. Члены команды оказались на редкость добрыми и чуткими. Так и зарождается настоящая дружба.
Экспедиция в горы очень понравилась моей дочери, говорит, столько много впечатлений не получала ни в одной поездке. Такие походы – своеобразная школа жизни, а точнее школа выживания в экстремальных условиях, и для подростков, готовящихся вступить во взрослую жизнь, хорошая стартовая площадка. Ребята получили первые уроки нравственности, убедившись на практике, что друг познается в беде. На самом деле, поход был очень тяжелым, но участники справились, так как сумели создать главное – командный дух. Без него многого могло не получится и не склеится. Но он появился благодаря поддержке опытных туристов и препятствиям, возникающим на пути. Для сплоченной команды нет ничего невозможного, поэтому все удалось, и отдых получился великолепным!
Источник Сибирский медицинский портал
Читайте также:
статьи о путешествиях по миру в разделе "Впечатления от поездок"