Юность – беззаботная пора или время выбирать будущее?
Младенчество, раннее детство, школьный и подростковый возраст, юность – формируют характер и будущее человека.
Ученые считают, что детство – самый сложный период в жизни человека по количеству кризисов и стрессов. Детство принято разделять на несколько возрастных циклов: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст (латентный период), подростковый (пубертатный период) и юность. Все периоды играют характерообразующую роль в жизни ребенка, но от финального этапа, от выбора собственного сценария, сделанного в юности, зависит дальнейшая жизнь и судьба человека.
Сценарий и антисценарийВы, наверно, не раз замечали, что из одной семьи выходят абсолютно разные дети и ведут себя нередко противоположным образом. Часто в семье алкоголиков один ребенок продолжает «путь» своих родителей, а второй – никогда не пробовал горькую и стал успешным. Дети авторитарных деспотичных родителей клянутся, что никогда пальцем не тронут своих детей, и выполняют обещание. Татьяна, 51 год, рассказывает, что в детстве мама подчеркнуто не любила ее, не ласкала, внимания уделяла мало, считала любимцем младшего брата. Татьяна воспитала и вывела в свет двух прекрасных дочерей, без которых не представляет жизни. Недостаток любви и внимания в родительской семье обернулся в данном случае гиперопекой. Нередко встречаешь у аккуратных и педантичных родителей детей нерях, у тродоголиков – закоренелых лентяев.
Почему так происходит? По мнению психотерапевтов, в детстве каждый решает, как он будет жить и когда умрет. Этот план, всегда присутствует в сознании человека и называется сценарием. Повседневное поведение может быть обманчивым, но важнейшие решения уже приняты: человека какого типа он выберет в супруги, в какой сфере будет трудиться, как относиться к дисциплине и порядку, как обращаться с людьми, деньгами и прочими мелочами. В жизни может случаться по-другому, но хочет человек именно этого. Это как подарок судьбы. Теория утверждает, что в детстве каждый ребенок вытаскивает из семейного «мешка» два печенья: одно простое, второе – с фокусом. Простое печенье – это лозунг типа «Работай на совесть!» или «Придерживайся правил!», а печенье с фокусом – это сценарный джокер: «Забудь сделать домашнее задание», «Будь неряхой» или «Пропади пропадом!» Если ребенок не выбросит эти печенья, а съест их, его судьба предрешена.
Люди, которые, ведут себя вопреки тому, чего от них ожидают, поступают противоположным образом – живут по антисценарию. Самый распространенный пример – бунтующие подростки или женщина с установкой: «Меньше всего я хочу походить на свою мать». Однако такое поведение можно интерпретировать как временное отступление от сценария. Антисценарий напоминает то, что Э.Эриксон называет «рассеиванием личности». Если сценарий можно сравнить с пластиковой картой, то антисценарий – та же карта, но с обратной стороны. Если мать говорит: «Не пей!», сын пьет. Если она говорит: «Будь аккуратным», он разбрасывает вещи. «Думать надо» – он перестает размышлять. «Учись хорошо» – он бросает школу. Человек последовательно бросает вызов, постоянно сверяясь с программой, чтобы узнать, чему идти наперекор. Такая вызывающая свобода – иллюзорна. Переворот программы все равно оставляет человека запрограммированным. Программу не разрывают, а просто выворачивают, это и есть антисценарий.
Дорога в юностьЗапуск жизненной программы происходит именно в юности. В период от 16 до 22 лет человек принимает самое важное решение: что ты будешь делать всю оставшуюся жизнь, чем хочешь заниматься, что делать со своим желанием, чем заполнишь свое время, пока не примешь этого решения. Это своего рода генеральная репетиция перед началом настоящего представления. Это очень ответственный и важный момент в судьбе человека, когда родители и учителя не структурируют твое время, как ты сам будешь его структурировать, в соответствии с каким планом жить? Выбор программы зависит от многих факторов, главными из которых являются поведение родителей, уклад семьи, степень эмоциональной и интеллектуальной зрелости.
Принятие решения и выбор стиля жизни происходит со ссылкой на имеющийся опыт. Юность не могла бы стать столь прекрасной порой без опыта предыдущих лет. Известно, что период от рождения до 1,5-2 лет – время накопления эмоционального опыта, 2-5 лет – познавательного. Первые семь лет жизни активно растет тело, интеллект находится в зачаточном состоянии. Латентный период (от лат. – latens – скрытый) – время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции. Этот возраст ребенка (6-11 лет) характеризуется отделением от родителей и изучением окружающего мира в сопоставлении с полученным в семье эмоциональным и исследовательским опытом. Ребенок активно включается в жизнь социума, переключается на общение со сверстниками. С 7 до 14 лет интенсивно развивается интеллект, тело проходит следующий цикл физического роста.
Период полового созревания или пубертатный период (12-16 лет) – процесс изменений в организме подростка, вызывающий бурные реакции негодования, протест. Часто подросток отказывается принимать мир именно из-за кажущегося несоответствия реальности и полученного опыта. Если ребенок в подростковом возрасте не отстоял право принятия собственного решения, значит, не отделился от родителей и не стал взрослым. У родителей возникает заблуждение, что ребенку можно указать на все его ошибки, и он исправится. На самом деле, человеку свойственно ошибаться, а исправить все ошибки невозможно. Важно понять, почему ты делаешь то или другое, что тобой движет. Давление со стороны родителей создает ощущение слабости и не способность самостоятельно стоять на ногах. Возникает первое в жизни одиночество.
Опыт подросткового периода очень важен для принятия сценарного решения. Отрок обозревает свой сценарий как бы для адаптации его к представляемой им реальности, которая кажется для него искусственно сияющей благодаря яркой одежде, косметике, сигаретам или спиртным напиткам. Постепенно подросток движется к завершающему представлению. К 16 годам наступает юность, мятежность сменяется жизнерадостностью, возрастает самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. От раннего детства к юности возвращается светлые чувства и эстетический тип мироощущения. От младшего школьного возраста приходит внимание к порядкам и законам социального мира. Отрочество закладывает могучую силу пола, которая в юности проявляется в новом качестве – более укрощенная и просветленная.
Накопленные новообразования предыдущих возрастов позволяют самоконструировать свою личность. Все реки детства текут в юность: человек уже оформился физически, интеллект сформирован, первоначальные эмоции заложены. Остается все это осознать и найти применение. Юность – время эмоционального созревания, поэтому дружба и романтическая любовь играют одну из главных ролей в жизни юношей и девушек. Это возраст для установления близких, откровенных отношений с другими людьми. Отношения носят доверительно-интимный характер и позволяют молодым людям выразить переполняющие их душу чувства, получить поддержку, необходимую для самоутверждения, достижения целей и выбора жизненного плана.
Определяющие моменты выбораДети очень рано начинают понимать, что родители в отдельных ситуациях ведут себя по-разному, проявляя то лучшие, то худшие стороны характера. Иногда нечестное поведение родителей воспринимается ими как признак лицемерия мира. Оценить поведение взрослых и самоопределиться они смогут только достигнув возраста юности. Это тот период, когда человек мечется между сценарием и антисценарием. Он пытается следовать установкам родителей, потом сопротивляется им, колеблется между запретами родителей и провокациями их внутреннего ребенка («Курить вредно», - говорит мать, прикуривая сигарету), но рано или поздно обнаруживает, что следует программе сценария. К концу юности, когда человек окончил институт или прошел службу в армии, он принимает решение – либо успокаивается и продолжает выполнять родительские предписания, либо отходит от них и направляется в противоположную сторону. Но именно в период юности молодые люди впервые осознают, что могут сделать самостоятельный выбор.
Сценарий обычно основан на детских иллюзиях, которые могут существовать всю жизнь, но наиболее чувствительные и умные люди развеивают эти иллюзии. Дети придерживаются мнения, что главное – все делать от души, с любовью, а вовсе не так, как считается правильным. Родительские установки постоянно указывают на их уязвимость и несовершенство. Поэтому в сознании детей зарождается сначала недоверие, а потом страх, с которым часто приходится бороться всю оставшуюся жизнь. Юноши или девушки могут выбрать собственный путь и освободиться от своих сценариев, если получат разрешение от родителей идти своим путем, а не «следовать моим советам».
Во время сложного подросткового периода, когда взрослеющий ребенок впервые почувствовал одиночество, ему необходима поддержка родителей. Право на ошибку, свобода выбора и терпимость помогут подростку обрести самостоятельность и чувство ответственности. Есть одно старое высказывание на санскрите: «Когда вашему сыну или дочери исполняется 16 лет, станьте для них другом. Не будьте для них учителем. Не говорите, что они должны или не должны делать, а разделяйте с ними их трудности». Друг – это тот, с кем вы на одном уровне, он понимает вас и делится чувствами. Вы плывете с ним «в одной лодке». Когда становишься другом, а не родителем сыну или дочери, они открываются. Обычно в юности дети более открыты со своими друзьями, чем с родителями. Эту возрастную открытость, эмоциональный голод можно перенаправить. Если родитель, также как учитель в школе, будет вести себя как друг, разговаривать как друг, тогда разрыв в отношениях с детьми исчезает. А когда его нет, появляется любовь, общение и проблемы уходят. Ведь большинство проблем возникает из-за недостатка общения.
Для гармоничного существования каждому человеку необходимо три вида зрелости: физическая, интеллектуальная и эмоциональная. Родители могут помочь ребенку, пройдя через все возрастные циклы развития, обрести все три зрелости. Подозрения, которые являются родителям в ночных кошмарах (подростковый авантюризм, криминал или наркотики) вытекают из того, что взрослые не находят каналов для выплеска детской жажды славы и геройства. Те дети, которые основную часть времени проводят за компьютером или телевизором, замыкаются в себе, становятся агрессивными и грубыми, потому что энергия не находит выхода в настоящем моменте. Нужно направить азарт ребенка в творческое русло. Занятия в спортивной секции, в танцевальном кружке или в художественной школе помогут отпрыску высвободить энергию и стать полноценной личностью. А еще лучше заниматься разнообразной деятельностью. Занятие наукой – развивает интеллект, искусством – эмоциональную составляющую жизни, занятия спортом – физическое тело. Живой пример поведения родителей, ведущих здоровый и активный образ жизни, их открытость и участие в совместной деятельности помогут ребятам в выборе однозначного сценария.