Красноярский след волгоградской трагедии
Волгоградская трагедия стала главной темой недели. В понедельник смертница взорвала пассажирский автобус. 6 человек погибло, пострадало 55 человек
Волгоградская трагедия стала главной темой недели. В понедельник смертница взорвала пассажирский автобус. 6 человек погибло, пострадало 55 человек. Нашли даже видео с камер наблюдения, на кадрах с которых видно, как Наида Асиялова выбирает место для взрыва. По подозрению в причастности к преступлению в федеральный розыск объявили ее гражданского мужа - Дмитрия Соколова. Уроженца Красноярска, жившего в Подмосковье и принявшего ислам. В нашем городе у Дмитрия остались бабушка с дедушкой. Им пришлось отвечать за внука и следственным органам, и журналистам.
Папа Димы - военный. Через полгода после рождения сына, забрал его с матерью из Красноярска в Приморье. Там семья прожила 12 лет. Дедушка вспоминает рассказы внука о дальневосточной жизни. Мало сверстников и много леса. Каждое лето он приезжал в Красноярск, в гости.
Ольга Неводова, психолог: "Особенно это касается кого? Тех людей, которые достаточно интеллектуальны. Мальчики, девочки, которые хорошо учатся, которые понимают что-то. Соответственно, они думают про то, что происходит вокруг, и, скорее всего, им это может не нравиться".
Когда Дима закончил восьмой класс, отец пошел на повышение в Московскую область. Сразу забрать семью не смог, поэтому доучиваться Дима приехал к родне. Здесь же, в Красноярске, поступил в техникум, отучился два года. Однако друзей у Димы так и не появилось. А 2009-м он уехал к отцу. К тому времени родитель занял высокий пост, но в семье наступил разлад. Отец сильно запил, а потом окончательно разругался с сыном. И тот ушел, хлопнув дверью.
Геннадий Завьялов, дедушка Дмитрия Соколова: "Дочь все терпела, все прощала. Считала, что он всю правду говорит. Она ему верила. - А Дима как относился? - Димка? Димка замкнулся. Отец все время то на работе, то в пьянках. А мать в церковь ушла. Искать защиты у Бога".
От семейных проблем молодой парень сбежал в Интернет, потому что друзей находить по-прежнему не умел. В сети познакомился с девушкой, которая искала помощи, они начали встречаться. Наида была на десять лет старше, но в глазах 20-летнего юноши это наверняка лишь придавало ей авторитета.
Ольга Неведова, психолог: "И когда они встречают какую-то авторитетную фигуру, тогда автоматически и принимаются те взгляды на жизнь этого авторитета".
Наида была мусульманкой, причем исповедовала агрессивное течение этой религии - ваххабизм. Однако некоторые СМИ сообщили, что это Дмитрий раньше принял ислам, а девушка пошла за ним. Геннадий Завьялов абсолютно уверен в обратном.
Геннадий Завьялов, дедушка Дмитрия Соколова: "Чтобы жениться, надо принять ислам. Вот под этой идеей ее друзья увезли его в Махачкалу. Он молча продал комппьютер, чтобы съездить, тайком от родителей. Съездил, принял, и все - стоит на ковриках, и как они все, молится на Восток".
По мнению следователей, Дмитрий стал собирать для ваххабитов бомбы. Было даже предположение, что он дорос до руководителя бандформирования.
Впрочем, родственники Дмитрия считают гипотезу о лидерстве в банде бредом. Но путь в экстремизм в случае с Соколовым очевиден. Интеллект, одиночество, семейный разлад - и сама по себе взрывоопасная смесь, считает психолог. А если рядом окажется вот такой "авторитет", для него недовольный жизнью человек станет легкой добычей.