Адекватность – признак психического здоровья. Часть 2
Спаянность психического нездоровья и гениальности – миф или правда?
(На вопросы отвечает психолог-консультант Елена Чаузова)
Как Вы считаете, если бы в нашем обществе были жестче выставлены рамки требований к адекватности, то было бы наше общество более здоровым? Может быть, законодательно стоит создать такие рамки?
Я так не считаю, особенно я против подобных законодательных инициатив. На сегодняшний день ситуация в обществе очень интересная. С одной стороны, очень высокая степень свободы выбора. Раньше жизнь человека и его выбор во многом был предрешен тем, к какому социальному слою или группе он принадлежал по праву рождения. Сейчас такого нет. Человек может выбирать. И это мировые тенденции, в целом. Цивилизация худо или бедно держит курс на толерантность и свободу личностного выбора. Но с другой стороны, оборотной стороной этой свободы является предъявление современным обществом массы требований, которые одновременно недостижимы, поскольку их слишком много или они даже противоречат друг другу.
Это сочетание свободы выбора, к которой многие просто не готовы, и необходимости самому определять, что подходит лично ему, а что нет, чему готов соответствовать, а чему нет, является одной из причин (не единственной) роста психологических проблем у людей. Действительно, растет число людей с пограничными состояниями психики, расстройствами настроения, поведения. С этой точки зрения, пожалуй, не до ужесточения требований к эмоциональной реакции, справиться бы с тем, что есть.
Кроме того, общество – это саморегулирующаяся система, которая очень гибко реагирует на историческое развитие, в т.ч. и изменения социальных норм, предъявляемых и к адекватности тоже. Оно само выставляет требования, если это необходимо для устойчивого существования.
Допустимые границы поведения и так в достаточной мере описаны в законодательстве. Собственно, все законодательство об этом: нельзя убивать, воровать, брать взятки, оскорблять, избивать и т.д. Но законодательные рамки эффективны, только если такие же нормы действуют и в самом обществе изнутри, а не потому, что кто-то закон написал. Пример тому коррупция в нашей стране. И законы приняты, и инициативы спущены, а толку никакого, поскольку общество на сегодняшний день индифферентно к этой проблеме, а то и толерантно.
К тому же законодательные требования к адекватности – это попытка правового урегулирования эмоциональной сферы человека. Это все равно что выставить законодательные нормы к любви, счастью, переживанию горя. Прямо-таки Оруэллом «1984» повеяло, не по себе даже стало. Очень тоталитарно звучит. Это деструктивный путь и для личности, и для общества, вне всяких сомнений.
Неадекватная эмоциональная реакция и, как следствие, поведение – это не злой умысел и не вина, а беда таких людей. И решение, скорее, лежит не в предъявлении жестких требований (так и никак иначе), а в принятии таких людей. Это не означает, что надо терпеть неадекватность.
Речь идет о принципе, который принят, пожалуй, всеми современными психологическими школами: «Все люди хорошие, но их поведение может не быть таковым. Люди могут вести себя плохо и неэффективно, но они все равно остаются хорошими.» Другими словами, личность и поведение – это не одно и тоже. Еще одни вариант звучит так: «Человек всегда преследует позитивные цели, просто выбор средств неудачен (исполнение хромает)».
Мы можем не одобрять поведение, и даже осуждать его, но не самого человека. Это, как с ребенком: «Ты плохо себя вел, но я все равно тебя люблю» или в религии «Осуди грех, но пожалей грешника».
Мне сложно сказать, как это может реализовываться в жизни. Скорее всего, это некая внутренняя установка, на которую люди начинают реагировать, и с бОльшей готовностью идут на личностные изменения. По крайней мере, в работе с клиентами это так.
Мой вопрос про законодательное урегулирование – это сознательное обострение проблематики. Однако в последнее время я часто стала (и не только я, по признанию моих сотрудников) сталкиваться с, на мой взгляд, неадекватными людьми: по работе звонишь совершенно незнакомым людям, задаешь вопрос в совершенно доброжелательной форме – и получаешь крик или хамство в ответ.
Человек может срываться в ответ на доброжелательное отношение, поскольку находится в состоянии стресса или цейтнота, когда психических ресурсов просто не хватает. Он и так на пределе, а тут звонок, который чем-то выбивает из колеи, и человек просто не выдерживает (эффект «последней капли»). Но я все-таки больше склоняюсь к тому, что это проблема воспитания и общего уровня культуры.
И еще такой момент пришел в голову… На мой взгляд, в нашем обществе очень низкий уровень уважения к личности другого человека. Причем уважения «априори»: «Я тебя не знаю, но уважаю тебя.» Вместо этого царит какая-то тотальная взаимная «неуважуха»: власть не уважает народ, народ – власть, полиция – прочих людей, люди – полицию, мужчины – женщин, женщины – мужчин, продавцы – покупателей, покупатели – продавцов. Безусловно, есть островки благополучия, и ситуация, на мой взгляд, все-таки, начинает меняться в лучшую сторону. Но до того, чтобы это стало парадигмой общества, пока очень далеко.
Спаянность психического нездоровья и гениальности – миф или правда?
Здесь все очень неоднозначно, я отвечу, а Вы, Евгения, сами решите. Прежде всего, важно понимать, что есть «психическое здоровье» и что есть «норма» в психологии. Существует ряд описаний того, что считать за критерии «психического здоровья». Так или иначе, все сводится к трем критериям:
Адаптивность – способность регулировать свои психические процессы
Социализация – это все про взаимодействие с социумом
Индивидуализация – способность осознавать себя, как личность, свою уникальность, ценность, автономность, отвечать за свои психические проявления.
Психически здоровый человек может нарушать социальные нормы поведения, но он делает это осознанно, понимая, чего он хочет, зачем он это делает, и готов нести ответственность за свой выбор и его последствия.
Теперь о норме. В психологии норма – это то, чему соответствует большинство. Поэтому человек, у которого по всем психологическим показателям норма (эмоциональные, поведенческие, когнитивные) – это человек из толпы, ничем не примечательный.
Любая яркая личность имеет какие-то отклонения от нормы той или иной степени, именно они создают рисунок личности. И психически здоровый человек – это не тот, у которого нет этих отклонений, а тот, кто, даже имея таковые, тем не менее, адаптирован, социализирован и несет за себя ответственность.
Гениальность – это, безусловно, НЕ норма, но психическим нездоровьем это никак нельзя назвать.
Другое дело, что выдающиеся способности, нестандартность мышления и взгляда на реальность, инаковость гениальных людей откладывают отпечаток на их характер, формируя так называемые акцентуации – выраженные тенденции в характере. Например, гениальные художники и писатели-фантасты имеют шизоидную акцентуацию. Гениальные актеры чаще всего демонстративные (истероидные) личности. Справедливости ради надо сказать, что у негениальных людей акцентуации тоже формируются. При неблагоприятных условиях ярко выраженные акцентуации могут развиться в поведенческие расстройства, пограничные состояния психики и, собственно, в психическое расстройство, либо человек может уйти в деструктивное поведение, например, алкоголь.
Гениальный человек может казаться неадекватным (погруженность в себя, зацикленность на работе, необычные суждения, проблемы в общении, отрешенность, странная манера одеваться, рассеянность), но это не говорит о том, что он душевно нездоров, с точки зрения психологии и психиатрии.
Более того, при решении психологических проблем гениальных и творческих людей (речь идет о душевно здоровых людях) нужно быть очень осторожным при коррекции структуры их личности, чтобы не повредить таланту. Психологическая проблема может быть одновременно и ресурсом для творчества. Например, в фильме о себе топ-модель 60-х Верушка говорит о периодических приступах депрессии. Она чувствовала начало приступа, запиралась в номере отеля и просто его переживала. По окончании депрессии она чувствовала себя обновленной и готовой к новым творческим проектам.
Безусловно, гениальные люди будут испытывать очень сильный дискомфорт, находясь в неблагоприятных для себя условиях. Например, отсутствие возможности делать то, под что они «заточены» самой природой, какие-то ограничения в деятельности (например, невозможность печататься, цензура), оторванность от профессиональной среды, проблемы в других сферах жизни (например, личной). Стресс от этого дискомфорта может дать толчок развитию деструктивных процессов в психике.
Если же гениальный человек находится в дружелюбной для себя среде, имеет условия для самореализации, окружен поддержкой близких людей, то и вероятность развития психических проблем низка.
Но есть много примеров, когда лишения не помешали людям реализовать свою гениальность. Например, репрессированные Сергей Королев, Александр Солженицин смогли адаптироваться к каторжным условиям лагеря, смогли там выжить, вернуться, адаптироваться к новым условиям жизни (это тоже великий душевный труд) и все-таки реализовали свой потенциал. Можно также вспомнить Набокова, Бродского, Рахманинова, эмигрировавших из России, Шостаковича, сочинявшего в условиях блокады, и т.д. Никто из них, несмотря на жизненные испытания, не сошел с ума. Хотя, безусловно, есть и обратные примеры.
Я полагаю, что одной гениальности как таковой и, даже плюсом к ней, неблагоприятной среды мало для развития душевной болезни. Должны быть еще какие-то факторы, например, наследственность, особенности воспитания, психологические травмы в детстве и подростковом периоде, деструктивные детские впечатления и убеждения, возникшие на их основе. Хотя надо заметить, что возникновению этих проблем (кроме наследственности) может способствовать именно инаковость мышления и восприятия гениального человека, которое уже есть в детстве.
Тем более детям в принципе присуща нестандартность мышления. У психологов даже есть термин «марсианское» или «магическое» мышление. Заключается оно в том, что ребенок может увидеть взаимосвязи там, где их нет, либо решить, что от него зависит то, что на самом деле нереально, и т.д.
Могу привести пример блестящей самореализации человека с психологической травмой детства. Это Сальвадор Дали. До его рождения в семье умер ребенок, тоже Сальвадор. И мама маленького Дали очень часто водила его на могилу его же старшего брата-полного тезки. Скорее всего, все сопровождалось какими-то беседами и рассказами, потому что мать была зациклена на смерти старшего сына. В восприятии маленького Дали – это были посещения собственной же могилы. Понятно, что для ребенка – это взрыв реальности. Что творилось с восприятием Дали, в его сознании, сложно представить, но по его словам, у него было два пути: «Стать художником или сойти с ума». Если бы не этот жизненный эпизод, он, вероятно, все-таки стал бы блестящим художником, но получил бы мир столь гениального сюрреалиста?
Продолжение следует.
Автор Евгения Арбатская