Пассажиры Барнаула недовольны общественным транспортом
Газета "Аргументы и факты на Алтае" опубликовала сегодня материал об актуальных проблемах общественного транспорта в городе.
Газета "Аргументы и факты на Алтае" опубликовала сегодня материал об актуальных проблемах общественного транспорта в городе.
Молодцы, но не все
В конце прошлого года в Молодежном театре Алтая награждали водителей общественного транспорта, победителей краевого конкурса «Лучший водитель автобуса». Первое место досталось рубцовчанину Сергею Чернову с водительским стажем в 13 лет, втрое и третье места – барнаульцам Максиму Бабину и Михаилу Сороколетову, работающим на одном предприятии. Критерием мастерства при отборе лучших водителей общественного транспорта были безаварийность, плавная езда, опрятный внешний вид водителя, чуткое и вежливое обращение с людьми в транспорте.
Конкурс, который проводится каждый год, показал – прекрасные водители автобусов в крае есть. Вот только вспоминают чаще про тех, по чьей вине пассажиры попадают не домой, а в больницу.
Последние по времени трагические случаи, связанные с общественным транспортом, случились в краевом центре на минувшей неделе – во вторник автобус малой вместимости на 41 маршруте сбил пожилого мужчину, который скончался. А в пятницу при столкновении двух трамваев на пересечении Северо-Западной и Ленина пострадали два человека.
Хроника работы общественного транспорта в краевом центре полна происшествий. Так, в предпоследний день прошлого года на улице Кулагина водитель маршрутного автобуса сбил 14-летнюю девочку на пешеходном переходе. В последний день 2013 года в Октябрьском районе Барнаула загорелся автобус, который вез пассажиров. Людям удалось покинуть транспорт без потерь.
25 декабря в Барнауле на Павловском тракте столкнулись пассажирский автобус и маршрутная ГАЗель. Ушиб получила одна из пассажирок ГАЗели. Причиной аварии стало нарушение ПДД со стороны одного из водителей, а также гололёд. Всего, по данным ОГИБДД УМВД России по Барнаулу, в прошлом году в краевом центре произошло более 200 ДТП с участием пассажироперевозящего транспорта, в которых три человека погибли и 270 получили травмы. Также было зафиксировано 127 падений пассажиров в общественном транспорте, в результате которых 135 человек получили травмы.
Катайтесь на такси?
Ежегодно помимо конкурса профессионального мастерства в краевой столице проводится акция «Удобный автобус», в ходе которой барнаульцы могут жаловаться на работу общественного транспорта. Цель акции – повышение культуры обслуживания пассажиров, борьба с фактами грубости со стороны водителей и кондукторов общественного транспорта. Акция проводится много лет, но проблемы, которые она должна искоренять, остаются.
Помимо вреда для физического здоровья поездка на городском общественном транспорте может иногда подарить пассажирам и разные, но отнюдь не веселые, эмоции.
Наибольшее возмущение вызывают гонки водителей по утрам. Не меньше жалоб и на то, что автобусы останавливаются не на всех остановках.
Иногда барнаульцы жалуются на неработающие в автобусах печки. Или, наоборот – на работающие, когда в битком набитом автобусе при минимальной отрицательной температуре снаружи печки кочегарят, как при 40-градусном морозе. Только после двух обмороков пассажиров, в одном из случаев, водитель остановился, выключил печку и открыл люки для проветривания.
Замечания водителям обычно наталкиваются на ответные оскорбления. Основной аргумент водителей – жаловаться на них бесполезно, потому что водителей в городе не хватает, а если кому-то что-то не нравится – могут ездить за 200 рублей на такси. Так, перед новым годом водитель одного из протяженных городских маршрутов на камеру нецензурно обругал пассажира, который постоянно делает ему замечания за курение в автобусе. Кондуктор встала на защиту водителя: «А где же ему ещё курить, если автобус идёт до конечной остановки больше часа?».
Наглые пассажиры
У водителей своя правда. Им кажется, что грубят и пытаются нажаловаться на пустом месте именно пассажиры. По словам барнаульского кондуктора Светланы, работающей на одном из маршрутов уже почти три года, никого из пассажиров не волнует, что им и водителям приходится часто работать без обеда, что от соблюдения графика движения и выручки зависит их зарплата.
Страдают экипажи автобусов и от пьяных, курящих пассажиров. Накуриться на остановке и потом выдохнуть весь дым в лицо кондуктора – повсеместное явление. Одни пассажиры курят, другие матерятся, третьи утирают шторками пьяные лица. Интересно, что сами пассажиры норовят обвинить в пьяных соседях… водителя. Будто это его обязанность работать вышибалой в собственном автобусе.
Кардинально решить вопрос недовольства граждан общественным транспортом сложно – автобусные маршруты находятся в руках частников. Гражданам можно только посоветовать избегать автобусов, в которых им постоянно хамят.
Мнение эксперта
Сергей ВЕСЕЛЫХ, юрист:
– По закону перевозчик несёт ответственность перед пассажирами за любой вред, причинённый их жизни, здоровью или имуществу во время перевозки. Гражданская ответственность перевозчика возникает вне зависимости от вины водителя, управляющего транспортным средством, или иных условий (например, если пассажир получил травму при резкой остановке транспортного средства).
Если пассажир попал в аварию или травмировался в автобусе, нужно вызвать «скорую помощь». Подтверждением того, что травма была получена именно в автобусе, будет заключение врачей и документы об аварии ГИБДД. Дополнительным документом может стать талон оплаченного проезда, но на него не стоит возлагать больших надежд – он не именной.
Закон возлагает на перевозчика обязанность информировать пассажира о страховой компании, с которой заключён договор обязательного страхования. Потерпевший должен подать страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения. Страховщик обязан выплатить страховое возмещение в течение 30 календарных дней со дня получения всех документов.
Пострадавший пассажир так же может обратиться в суд, в том числе за компенсацией морального вреда.
Мнение власти
Петр ГЛАДЫШЕВ, председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула:
– Администрации Барнаула хорошо известно о жалобах горожан на работу общественного транспорта. Поэтому в Барнауле регулярно проходит проверка работы водителей общественного транспорта, её контролируют как сами автопредприятия, так и сотрудники нашего комитета, выезжая на различные маршруты.
Проблема в том, что на предприятиях – нехватка водительского состава, в очередь на эту работу они не встают. Но это не оправдание, поэтому мы в любом случае требуем от перевозчиков, чтобы их водители, а также кондукторы вели себя корректно с пассажирами и соблюдали Правила дорожного движения, от этого зависит безопасность горожан.