"РУСГИДРО и РУСАЛ компенсируют единичный рост цен после либерализации сибирских ГЭС", - Дворкович
Заявление связано с недавним предложением Минэнерго либерализовать правила продажи мощности для сибирских ГЭС
"РУСГИДРО и РУСАЛ компенсируют единичный рост цен после либерализации сибирских ГЭС", - Дворкович
ОК РУСАЛ и ОАО Русгидро должны будут компенсировать единичный рост цен на электроэнергию после либерализации сибирских ГЭС, сообщил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в Москве во вторник.
"В любом случае, компании, о которых идет речь - "РусАл" и "РусГидро" - принимают на себя обязательство компенсировать за счет прямых договоров единичный рост цен на электроэнергию в тех регионах, где это может произойти, с тем, чтобы общий рост не был слишком большим" , - сказал вице-премьер.
Напомним, это заявление связано с недавним предложением Минэнерго либерализовать правила продажи мощности для сибирских ГЭС. Гидроэнергетики поддержали инициативу.
Минэнерго в январе предложило отменить часть ограничений на продажу мощности сибирских ГЭС (входят в так называемую вторую ценовую зону). Сейчас сибирские ГЭС получают от продажи мощности фиксированную стоимость, которая в несколько раз ниже рыночной. Так, по данным ОАО "РусГидро", цена мощности Саяно-Шушенской ГЭС, поставляемой по регулируемым договорам, во второй половине 2013 года составляла около 38 тыс. руб. за МВт в месяц. А если бы правила для сибирских гидроэнергетиков либерализовали, то станция выручала бы 156 тыс. руб. за МВт в месяц.
Минэнерго предлагает изменить эти правила и с 1 апреля 2014 года по 31 декабря 2015 года продавать 50% мощности ГЭС по прямым договорам, а остальные 50% – по рыночной цене (она определяется на конкурентном отборе мощности в конкретной зоне свободного перетока). При этом доля энергии, продаваемая по регулируемым договорам, может быть изменена по решению правительства, но не более чем на 20%. А мощность новых ГЭС (запущенных после 1 января 2012 года) может продаваться по рыночным ценам в неограниченном объеме. Учитывая это, законопроект в первую очередь коснется работы Саяно-Шушенской ГЭС (мощность около 4,5 ГВт), Новосибирской ГЭС (460 МВт) и Богучанской ГЭС (2 ГВт).
Кроме того, в законопроекте отмечается, что с 1 января 2015 года электрическая энергия и мощность крупных гидроэлектростанций (более 100 МВт) может поставляться только на оптовый рынок.
"Этот документ подготовлен на основании решения по либерализации участия ГЭС на оптовом рынке, принятого на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. ФАС России документ не согласован, так как еще не поступал на согласование", - пояснял начальник управления контроля электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев.
Он также подчеркнул, что рост цен должен соответствовать прогнозу с учетом установленных ограничений увеличения цены.
Отраслевые аналитики считают, что введение новых правил будет выгодно гидроэнергетикам. В "РусГидро" также поддержали инициативу государства и рассчитывают на полную либерализацию для сибирских ГЭС в будущем.
"РусГидро поддерживает предлагаемые меры и считает появляющиеся заявления об искусственном создании преференций для гидрогенерирующего сектора в Объединенной энергосистеме Сибири (ОЭС Сибири) не соответствующими действительности", – отмечается в сообщении, опубликованном на сайте компании.
Введение ограничений для ГЭС в 2011 году, по мнению "РусГидро", оказалось выгодно для сибирских компаний тепловой генерации, которым, к тому же, отменили price cap (предельный уровень цены на действующую мощность).
"В результате четвертый год подряд сибирские ГЭС продают мощность по существенно более низкой цене, чем остальные генераторы в ОЭС Сибири", – отмечается в сообщении.
Так, в 2013 году сибирские ГЭС могли бы дополнительно получить более 20 млрд рублей от продажи мощности по максимальной рыночной цене, формируемой по результатам конкурентного отбора мощности. Но из-за тарифного регулирования эти деньги были частично перераспределены в пользу тепловой генерации и потребителей. По данным "РусГидро", из этих 20 млрд рублей на долю компании приходится 5,5 млрд рублей. И в сумме за три года (с 2011 по 2013 включительно) компания недосчиталась почти 10 млрд рублей.
"Эти факты и цифры довольно ярко свидетельствует о неуместности заявлений о "предоставлении избыточных преференций владельцам ГЭС", – подчеркивается в заявлении компании.
Эта тема вызвала широкий резонанс в среде экспертного сообщества. В свою очередь, руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев считает, что предложение не коснется и потребителей.
"С учетом того факта, что цены на КОМ-2014 в ЗСП "Сибирь" снизились в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом, рост ценовой нагрузки на потребителей, по крайней мере в 2014 году, не будет существенным. Население – вообще отдельный вопрос, т.к. цены для этой категории потребителей подлежат госрегулированию, и здесь ничего не меняется", – отметил Александр Григорьев.
Частично с такими выводами согласен член наблюдательного совета НП "Совет Рынка" Вадим Гераскин. По его словам, новые правила не отразятся на населении, а крупные поставщики от предложения только выиграют.
"В целом решение на крупных потребителях скажется положительно - каждый получит то, что ему необходимо. И сможет заключить подходящий договор. Если сейчас опять разрешат управлять этим процессом – все будет зависеть от желаний и усилий каждого", – пояснил Гераскин
Он также отметил, что с точки зрения справедливого ценообразования разрешить ГЭС продажу части энергии по рыночным ценам было единственно правильным решением. Это подстегнет конкуренцию.
"Многие эксперты говорят, что цены на электроэнергию в РФ сейчас выше чем в США и странах Северной Европы. Но чтобы продать на зарубежных рынках свою продукцию, она должна быть конкурентоспособной. Это объективно, учитывая одни только затраты на доставку товаров из Сибири и на Запад, и на Восток. А если цена выше – продукция не конкурентоспособна. Потребители могут заплатить за энергию ограниченную сумму, и ее придется делить между тепловыми и гидростанциями. Возникнет конкуренция за эффективность, и тепловым станциям придется умерить желание постоянно повышать цены", – рассказал член наблюдательного совета НП "Совет Рынка".
В то же время, отметил Вадим Гераскин, новые правила не приведут к полному вытеснению с рынка тепловой генерации. Наоборот, останутся только наиболее эффективные станции и энергоблоки, которые смогут конкурировать с гидроэнергетиками.
"В конечном счете совокупные затраты гидро-, атомных и тепловых станций примерно одинаковые. Все они могут конкурировать по совокупным затратам. Это говорит о том, что тот, кто эффективно управляет станцией, не окажется за бортом. Пока во второй ценовой зоне в дискриминационных условиях находятся именно ГЭС. Это мешает рыночной конкуренции", – сообщил эксперт.
В свою очередь, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин пояснил, что для представителей тепловой генерации фактически ничего не изменится: ГЭС даже в новых условиях продолжат работать по-прежнему, стоимость мощностей тепловых станций не изменится, а на смену "выпавшим" потребителям придут другие.
"Их опасения, на мой взгляд, беспочвенны. Конкуренции особой не будет. Объемы уже все разыграны, просто их часть пойдет не на весь рынок, а в пользу одного потребителя. Соответственно, станции, которые работали на весь рынок и на этого потребителя, будут работать без него. Единственное их опасение – после снижения доли РУСАЛа в структуре платежей появятся другие потребители, и есть риск неплатежей. Но он не такой серьезный, потому что есть различные санкции", – пояснил эксперт.
Он также отметил, что ситуация никак не отразится на населении, а для промышленности изменения будут незначительные. Эксперт также не стал оценивать предложение Минэнерго с точки зрения его справедливости. Законопроект, по сути, предлагает вариант, выгодный для рынка, в то время как Россия существует в квазирыночных условиях.
"Вопрос только в том, по каким правилам мы работаем – в регулируемой системе или в рыночной. С точки зрения рыночности – это правильный шаг, с точки зрения регулирования – нет. С точки зрения бизнеса – шаг верный. Бизнес имеет собственные станции и заводы. И правительство не давало собственнику свободы выбора в отношении его же активов. Причем, это было сделано только для второй ценовой зоны – в Европейской части РФ такого нет", – рассказал глава Фонда энергетического развития.
Источник - http://www.interfax-russia.ru/Siberia/view.asp?id=471653