Хаматова станет женой Цыганова
Режиссер Александр Прошкин собрал для нового фильма идеальный ансамбль
Александр Прошкин заканчивает съемки художественного фильма «На позднем перелёте»
по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». Сценарий к фильму написал драматург Александр Родионов, а главную роль исполняет один из самых харизматичных современных актеров - Евгений Цыганов. В предпоследний съемочный день нашему корреспонденту посчастливилось попасть на «охоту» и увидеть съемочный процесс собственными глазами.
О любви не говори
Действие фильма из советских времен перенесено в современные реалии, а главный герой Виктор Зилов – самый что ни на есть «герой нашего времени». С одной стороны, ему фартит – он работает IT-специалистом на крупном информационном портале, получает повышение в должности и даже - материальную помощь в приобретении жилья. С другой стороны, он не может достичь гармонии с собой: Зилова разрывает внутренний конфликт, он мечется между женой, другими женщинами и собственным одиночеством. И в результате вступает в конфликт с друзьями и коллегами, уходит от жены и пускает все на самотек. Он одержим только одной идеей: во что бы то ни стало попасть на охоту...
Фильм целиком снимается на натуре, на природе под Калугой, в реальных квартирах и интерьерах – ни одного съемочного дня в павильоне, все живое и настоящее.
- Мне изначально не хотелось делать ретро-картину и восстанавливать времена эпохи 70-х, – рассказал нам режиссер Александр Прошкин. - Хотя бы потому, что это некоторым образом, кощунственно по отношению к известному фильму Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в главной роли. Я согласился работать с тем условием, что мы попытаемся «переселить» героев Вампилова в наше время. У них - те же фамилии и имена, те же коллизии. И хотя нам сейчас кажется, что эпоха изменилась – человек, по сути, меняется очень медленно…
И драматург Александр Родионов нашел способ перенести героя в сегодняшний день. Действие фильма происходит в провинциальном, довольно процветающем российском городе, в котором есть своя олигархическая структура и атмосфера сегодняшнего дня.
- Можно сказать, что это наш диалог с самим Вампиловым и с эпохой, о которой он писал, - продолжает режиссер. - Одновременно это и мой поклон Александру Валентиновичу за то, что он, как никто, ощутил эту нашу русскую расхлябанную жизнь, лишенную какого-то ясного смысла. А вообще, конечно - это история про любовь, про то, как трудно пробиться друг к другу. И какая это драма – потерять друг друга. Потеряв любовь, человек лишается точки опоры. Его жизнь постепенно начинает сыпаться, и он почти осмысленно занимается самоуничтожением…
На охоту!
В ресторане, оформленном в старорусском стиле - оживленно и людно. Чтобы попасть в зал, где проходят съемки – приходится пройти через «святая святых»: кухню, мимо поваров, снующих туда-сюда по замысловатым коридорам и лестницам. Сегодня здесь работают над сценой, в которой Зилов пригласил своих друзей и коллег на ужин, чтобы познакомить их со своей «невестой» Ириной - молоденькой девушкой, влюбленной в него по уши. Ее, кстати, играет коллега Евгения Цыганова по родному театру Мастерская Петра Фоменко – Екатерина Смирнова. Актриса – девушка традиционной русской красоты: высокая, статная, с тяжелой русой косой. Ее образ контрастирует с образом жены Зилова, которую играет хрупкая Чулпан Хаматова. И это тоже задумка авторов фильма.
Итак, за столом, уставленном яствами, гостей встречает уже изрядно набравшийся Зилов – это один из ключевых моментов в истории, когда он «сжигает мосты», рубит правду-матку, посылает шефа куда подальше…
- Как же я вас всех ненавижу! – восклицает пьяный герой Цыганова. – Шли бы вы все… И ты – тоже (кивает он в сторону «невесты») пошла, пошла, пошла… Я еду на охоту!
А Ирина в ответ преданно обнимает его, гладит по щекам и сообщает гостям, что ее жених не в себе.
- Когда я только пришла в театр – мне сразу дали крохотную роль в «Бесприданнице», где мы и познакомились с Женей, - рассказывает Екатерина. – А здесь моя героиня испытывает ту первую взрослую любовь, которая очень много значит для девушки - сильную, жертвенную, искреннюю. Ире буквально «сносит крышу» от мужчины, который, к тому же, гораздо старше ее - это придает еще большую остроту ее чувствам…
Режиссер и оператор
Вокруг большого стола стоят рельсы, по которым на специальной тележке движется камера, зафиксированная на слайдере (специальном устройстве, позволяющем камере плавно перемещаться в пространстве). За ее «штурвалом» - известный оператор Шандор Беркеши. Зрители знают его по фильмам «Дети Арбата», «Исчезнувшая империя», «Небесные жены луговых мари». Снимают так называемую «восьмерку» - одну и ту же сцену глазами разных героев, общающихся между собой.
- Поработать с Шандором Беркеши было моей мечтой, которая осуществилась только сейчас, - делится профессиональными тайнами режиссер. – Шандор - не просто замечательный оператор, но и необыкновенно уютный человек - мы легко понимаем друг друга. Но в кино это ничего не гарантирует, можете мне поверить - никогда не знаешь, что получится в результате!
В перерыве между дублями нам удается поговорить и с оператором, чтобы узнать, в чем же специфика именно этих съемок.
- Я впервые работаю с такой широкоугольной оптикой, - рассказывает Шандор, - обычно такие объективы я в кино не использую. Но Александр Анатольевич просит меня это делать – он очень любит видеть максимальное количество фона на средних и общих планах. И скажу, мне дико интересно работать в этом тандеме! Мы снимаем длинные кадры, как и положено настоящим кинематографистам. Большое значение здесь уделяется атмосфере, взаимоотношениям между актерами, на этом - основной упор. Небольшая сложность в том, что мы снимаем не в павильонах, где можно полностью выставить киношный свет – а уже в заданных условиях, в интерьере. Но, честно говоря, я к этому привык – люблю снимать натуру!
Женя, Катенька и Граня
Многие члены команды подтверждают, что с Прошкиным работать - одно удовольствие: он твердый человек, требует от актеров большой работы над нюансами. И мы можем наблюдать, как он это делает.
Женечка, - обращается по рации режиссер к Евгению Цыганову, - посмотри, тут по ритму немного медленно получается. Нужно чуть динамичнее!
Катенька, Граня, подойдите сюда, - подзывает режиссер Екатерину Смирнову и Агриппину Стеклову - и актрисы спешат к Прошкину.
А еще тут много шутят, слышны обрывки фраз:
Ну, вот, уже получилось нечто человекообразное...
Что у вас там за партсобрание? Давайте снимать, наконец!
Да у нас водка закончилась! – кричат из зала.
Ничего себе! Вы же так сопьетесь! – смеется Александр Анатольевич.
Может показаться, что режиссер излишне вежлив и даже ласков со съемочной группой. Но это - первое впечатление. Главное его требование – безупречный кадр. И ради этого он не намерен никого щадить. Вот, кажется, что идеально сняли сцену, когда Зилов в очередной раз всех «послал», а глаза его невесты мгновенно наполнились слезами и жалостью – к себе и к нему… Но неожиданно звучит голос режиссера:
- Переснимаем: микрофоны попали в кадр!
И дубль повторяется – до тех пор, пока режиссер не поймет: лучше уже не сделать.
Актерский ансамбль
- Это редкий случай, когда мне удалось собрать всех людей, которых я хотел давно видеть вместе, - делится с нами режиссер. – Чулпан Хаматова, Виталий Хаев, Агриппина Стеклова, Дмитрий Куличков. И, конечно, Евгений Цыганов. В компании этих актеров возникает какое-то свое электричество…
Да и герои Вампилова – особенные, многогранные: люди со своими страстями, грехами и парадоксами. Если вспомнить фильм Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» с Олегом Янковским в главной роли или картину Александра Велединского «Географ глобус пропил» - в них тоже есть эта звенящая вампиловская нотка.
Что касается Жени Цыганова, - продолжает Александр Анатольевич,– мне кажется, он как раз находится в той степени профессионального возмужания, что по праву может претендовать на роль человека, который фиксирует время - как когда-то это сделали Олег Даль и Олег Янковский. Но не стоит сравнивать Зилова-Даля и Зилова-Цыганова. Наш Зилов - человек более легкий, более обаятельный, что ли…
А на мой взгляд - это мрачная история, - считает Евгений. - По описанию Зилов вроде бы любит жизнь и не является мизантропом, но персонаж он беспокойный и тревожный. В человеке всегда, помимо механизма самосохранения, присутствует механизм саморазрушения, и он, кстати, работает с не меньшим размахом. Это выражается, в том числе, и в такой ментальной черте русского человека, как - напиваться до беспамятства.
Женечка, Катюша, подойдите к монитору, - раздается по рации голос режиссера.
Ну что, наиграли? – улыбается Женя. – Вот теперь идите и смотрите!
Это не комедия!
В это время можно попить чаю вместе с Виталием Хаевым, который сегодня работает, превозмогая простуду.
Мой герой – начальник, который на самом деле ненавидит свое бремя, - рассказывает Виталий. - И в то же время он – настоящий подкаблучник. Именно поэтому он так симпатизирует Зилову: он для него – как глоток свежего воздуха! Мой Кушак – как старый пенек, на котором при появлении Зилова стали вдруг расти зеленые побеги – вот как он себя ощущает!
Да, мои коллеги-артисты добавляют харизмы и юмора, но зрителю все же надо понимать, что это не комедия про клерков, - возвращается к разговору Евгений. - Лично у меня много вопросов и к себе, и к режиссеру, и к сценаристу – и мне интересно найти на них ответы. Зилов – среднестатистический мужик, живой и сомневающийся. Он совершает плохие или глупые поступки не с целью кому-то навредить, не со злым умыслом – а потому что это более естественно, что ли. Ехать по каким-то скучным рабочим делам - или пойти с девицей в кафе? Он искренне выбирает второе…
А в это время у монитора оживленно обсуждают: может ли Женя Цыганов быть злым? Это нужно для следующего кадра.
- Раз так надо – я стараюсь не сопротивляться и довериться мастеру, он имеет на это полное право, – заключает Евгений.
Марина Долгорукая, фото кинокомпании «ТАЛАН» (ИА «Столица»)