В Хакасии виновники аварии на СШГЭС получили в среднем по 6 лет
Руководители СШГЭС признаны виновными в нарушение правил безопасности при ведении работ, что повлекло смерть людей и причинение крупного ущерба.
Руководители СШГЭС признаны виновными в нарушение правил безопасности при ведении работ, что повлекло смерть людей и причинение крупного ущерба.
Собранные Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора по уголовному делу об аварии, произошедшей в августе 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС. Директор филиала ОАО «РусГидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего» Николай Неволько, главный инженер станции Андрей Митрофанов, его заместители Евгений Шерварли и Геннадий Никитенко, а также работники Службы мониторинга оборудования Саяно-Шушенской ГЭС Александр Матвиенко, Владимир Белобородов и Александр Клюкач признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее смерть более двух лиц и причинение крупного ущерба).
Следствием и судом установлено, что причиной аварии стала совокупность обстоятельств, допущенных указанными работниками «Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего». Так, директор станции Неволько не выполнил своевременный и качественный монтаж, наладку и ремонт энергообъектов и электроэнергетического оборудования, а также утвердил План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в котором не были предусмотрены мероприятия на случай затопления помещений ГЭС и обучение работников действиям в данном случае.
В связи с этим сотрудники ГЭС не были подготовлены к поступлению воды в машинный зал и не могли предпринять никаких мер по своему спасению.
Главный инженер станции Митрофанов, зная, что гидроагрегат №2 работает с вибрацией, превышающей предельную величину, продолжал организовывать его эксплуатацию. Шерварли и Никитенко не обеспечили постоянный контроль за состоянием крышки гидротурбины, не провели испытаний для устранения причин вибрации.
Никитенко подписал акт выполненных работ по плановому ремонту, проведенному в январе-марте 2009 года, с оценкой вибрационного состояния как «удовлетворительного». Работники Службы мониторинга оборудования Саяно-Шушенской ГЭС Белобородов и Клюкач намеренно завышали оценки вибрационного состояния гидроагрегата №2, что позволяло его эксплуатировать, в то время как их начальник Матвиенко игнорировал рост не менее чем 3 раза уровня вибрации указанного гидроагрегата.
В результате 17 августа 2009 года при увеличении амплитуды вибрации турбинного подшипника до 840 микрон, при максимально разрешенном значении до 160 микрон, произошло разрушение крепления крышки турбины, что привело к ее отрыву, затоплению машинного зала, разрушению и повреждению сооружений, технических устройств и технологического оборудования Саяно-Шушенской ГЭС и гибели 75 человек из числа персонала станции и подрядных организаций.
Кроме того, следствие тщательно исследовало причины и условия, способствовавшие трагедии и внесло соответствующее представление в адрес «Русгидро». В результате предприняты необходимые меры для недопущения подобных аварий на десятках других гидроэлектростанций, срок эксплуатации которых превышает двадцать пять лет.
Приговором суда Неволько и Митрофанову назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима каждому, Шерварли – в виде 5,5 лет лишения свободы, Никитенко – в виде 5 лет и 9 месяцев лишения свободы, Матвиенко и Клюкач – в виде 4,5 лет лишения свободы условно, Белобородов – амнистирован.