Последствия "Тангейзера" в Красноярске: раскол в сообществе и дебаты о цензуре
С критикой позиции власти выступило красноярское театральное сообщество
Увольнение Бориса Мездрича с поста директора Новосибирского театра оперы и балета после скандальной истории с оперой «Тангейзер» разделило деятелей культуры, политиков и общественников на два лагеря.
Деятели культуры считают, что это серьезный удар по театру, правозащитники уже заявили о возвращении в современное общество цензуры советского образца.
В свою очередь в Кремле заявили, что государство, выделяя средства учреждениям культуры, имеет право рассчитывать на корректные постановки. Увольнение Мездрича в министерстве культуры объяснили тем, что он не принял мер в связи со скандальной постановкой «Тангейзер» – не внёс изменения в оперу и не извинился перед всеми вольно и невольно оскорблёнными.
С критикой позиций официальных властей выступило и красноярское театральное сообщество. Главный режиссер Красноярского драматического театра им. Пушкина Олег Рыбкин рассказал корреспонденту Sibnovosti.ru о недопустимости какой-либо цензуры в театральном искусстве.
«Мои комментарии не многим отличаются от мнения театрального сообщества России: цензура запрещена по Конституции (глава 2 параграф 29) – мнения оскорбившихся и не смотревших спектакль категорий зрителей столь же частное мнение, как и имеющее право на существование, не более того», – прокомментировал Олег Рыбкин.
Схожей позиции придерживаются и театральные критики. Так, красноярский театральный критик Елена Коновалова заявила, что сейчас в стране создана опасная ситуация, в которой власть пренебрегает мнением профессионалов. В такой ситуации люди, абсолютно не сведущие в искусстве, могут под якобы благовидными предлогами диктовать, что и как показывать на сцене.
«Это происходит при попустительстве государства, получается, что сейчас любой невежда, оскорбленный в каких-либо своих чувствах, может обратиться в суд, и даже если суд признает, что обращение бессмысленно, чиновники поведут себя совершенно неадекватным образом, как это получилось в ситуации с «Тангейзером». Это ужасно, потому что теперь любой невежда может решать судьбу произведения искусства, даже не попытавшись его понять», – прокомментировала Елена Коновалова.
Кроме того, театральное сообщество сходится во мнении, что политикам крайне чужды идеи современного искусства, когда театры привносят новый взгляд в постановку классических произведений. Российский режиссёр Михаил Угаров даже заявил, что государство объявило войну современному искусству.
«Попытка современного взгляда на классику государством пресекается. Вопрос остаётся в том, почему государство так боится современности – как мне кажется, по той причине, что политики хотят видеть свою версию. В этом случае реальность режиссёра не совпадет с реальностью политиков, идёт своеобразная борьба. Политики не хотят видеть своих ошибок, они хотели бы видеть что-то очень приятное», – прокомментировал Михаил Угаров свое заявление.
Напомним, премьера оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер" на сцене новосибирского театра состоялась в конце прошлого года. Действие драмы перенесено в современность, а Тангейзер предстает в образе режиссёра, снявшего фильм "Грот Венеры" якобы о неизвестной, греховной жизни Иисуса Христа в молодости.
В феврале 2015 года митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявил, что обратился в прокуратуру с требованием соблюдения законодательства о правах верующих. Прокуратура возбудила административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания" в отношении режиссера-постановщика оперы Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича, однако суд прекратил административные дела в связи с отсутствием состава преступления.
Однако на минувшей неделе министерство культуры РФ уволило Бориса Мездрича с поста директора театра. Оперу «Тангейзер» решено убрать из репертуара. По мнению министра культуры РФ Владимира Мединского, действия, осуществленные учреждениями культуры за государственный счет, не должны становиться поводом для массовых волнений и судебных разбирательств.