По Красной площади 9 мая прошел "Бессмертный полк" - тысячи людей шли с портретами своих родных
Самым главным событием, которым жили всю неделю, которое обсуждали, к которому готовились, стал юбилей Победы. Самый любимый, всенародный праздник. 70 лет, как кончилась война. И ведь, по словам поэта Евгения Аграновича, "нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой".
Самым главным событием, которым жили всю неделю, которое обсуждали, к которому готовились, стал юбилей Победы. Самый любимый, всенародный праздник. 70 лет, как кончилась война. И ведь, по словам поэта Евгения Аграновича, "нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой".
Почти в каждой семье хранятся старые, мутноватые фото мальчиков и девочек, ушедших на фронт. Вернувшихся. Или не вернувшихся. Наших дедов и бабушек, матерей и отцов, которые сами рвались навстречу судьбе, отдавая самое дорогое - жизнь - Родине. Дав нам, сегодняшним, шанс на жизнь. И мы, сегодняшние, вероятно, последнее поколение, которое о великой войне узнавало из первых уст. Поэтому сегодня мы можем сделать для каждого из них очень важное и единственно верное - сохранить память об их подвиге в поколениях.
9 мая миллионы прошли маршем памяти по всей России, 1200 городов, почти 12 миллионов человек. Только в Москве - полмиллиона пришедших. С портретами тех, кто сражался за родину на фронте и в тылу. Пришли, потому что посчитали своим долгом еще раз рассказать о подвиге близких. Пришли сами по зову сердца.
Это был марш "Бессмертного полка", и казалось, что давно ушедшие мальчишки и девчонки тех, "сороковых-роковых", плечом к плечу идут вместе с детьми, внуками и правнуками, празднуя ту самую Победу, одну на всех, во имя которой они не постояли за ценой.
Под музыку, написанную уже после войны, шли они, рожденные уже после войны, войны не знавшие, потому что эта их жизнь - просто подарок. От тех, кто смотрел с мутноватых фотографий, часто последних, часто снятых до войны, той самой, с которой вернуться было несбыточной мечтой, той самой, на которую уходили, оставаясь навеки моложе нас, сегодняшних.
Простые и страшные цифры. Из тех, кто родился в 1921, 1922 и 1923 годах прошлого века и был призван на фронт, из ста человек домой вернулись лишь трое.
"Я думаю, что мой отец так же, как и миллионы простых солдат, был просто простым солдатом. Они все имели право пройти по этой площади. Но судьба сложилась так, что не все могли пройти по Красной площади. И я очень счастлив тому, что и мой отец со мной сейчас, и в руках у меня его портрет. И сотни других, и тысячи других простых людей, простых солдат, тружеников тыла могут сейчас появиться на Красной площади, пускай и в фотографиях в руках своих близких. Они это заслужили", - сказал принимавший участие в шествии Президент Владимир Путин.
От Белорусского вокзала, того самого, начала пути, начала противостояния - маршем к Красной площади. Не людское море - океан. Высоко поднятые головы, плечо к плечу - как будто снова в строю. От кого-то даже маленькой фотографии не осталось. Ничего. Лишь память.
"От Белорусского вокзала с портретами бесконечно идут. Вот вам память времен, крови, идеи", - говорит артист Василий Лановой.
"Дед мой маршировал здесь, по этой брусчатке, в параде Победы 1945 года. И я сегодня прошла. Комок в горле. Я представила себе все, что они сделали ради нас", - говорит внучка маршала Конева Елена.
"У всех, кто пришел сюда - своя история. Вот моя. Дедушка был ранен в боях под Моздоком, жизнь ему спас простой парень, грузин. Поэтому моего отца зовут Автандилом - не в честь "Витязя в тигровой шкуре", бессмертное произведение, а в честь простого грузинского парня, который вынес дедушку с поля боя и сам ушел в бессмертие, дав шанс на жизнь моему папе", - рассказывает ведущая Первого канала Ирада Зейналова.
По самым скромным подсчетам, только на фронтах Великой Отечественной погибли более 14 миллионов человек. Если бы они все, в солдатских пилотках, морских бескозырках, партизанских тулупах пришли сегодня на Красную площадь и прошли торжественным маршем, этот марш продолжался бы почти месяц.
И это - марш их мечты, за которую погибали. Мечты, что война кончится. Что победим. Что дети обнимут внуков у них на глазах. Что внуки и правнуки, которых сегодня так много на площади, будут смеяться в этот день так заливисто, и серьезнеть, когда заговорят о войне. И снова смеяться - ведь она кончилась. В тот самый день, который они приближали, как могли.
Марш бессмертия - тех, кто не вернулся тогда. Марш покаяния - за без вести пропавших, за брошенных в лагеря, за расстрелянных заградотрядами. Марш возрождения из мертвых - ведь живы, пока помнят. Марш слез и радости - никто не забыт. Марш возвращения. Ведь война не окончена, пока с нее не вернулся последний солдат.
Фото - стоп-кадр видеосюжета Первого канала