Александр Соколов: «Международный юношеский конкурс имени Петра Чайковского собирает совершено особенную аудиторию»
Заслуженный деятель искусств России рассказал об уникальности музыкального проекта
Ректор Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского, председатель организационного комитета IX Международного юношеского конкурса имени Чайковского Александр Соколов считает, что музыкальный проект собирает совершено особенную аудиторию, «присущую только детскому творчеству».
Председатель оргкомитета отмечает, что в год 175-летия со дня рождения великого композитора, организаторы конкурса готовятся к повышенному вниманию со стороны зрителей и участников.
«Практически юношеский конкурс имени Чайковского является мастер-классом. Каждый участник получает возможность проконсультироваться с членами жюри и получить замечания и советы. Мы обязательно сохраним эту традицию в Новосибирске», - уверен Александр Соколов.
В этом году Международный юношеский конкурс имени Петра Чайковского пройдет в Новосибирске. С 5 по 15 декабря сюда съедутся музыканты из России и разных стран мира, например, из Южной Кореи, Японии, Китая.
Александр Соколов надеется, что увеличится делегация музыкантов из Европы. «По традиции, поскольку конкурс мигрирующий, наибольшим становится представительство принимающей страны. Будем надеяться, что на этот раз достаточно громко заявят о себе россияне. Тем более, российская школа славится именно подготовкой детей. Непрерывное образование «школа - училище - вуз» позволяет нам показать не просто талантливых, а блестяще подготовленных детей», - отмечает заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Международный юношеский конкурс имени Петра Чайковского, как утверждает маэстро, имеет важную функцию — участие в проекте свидетельствует о дальнейшем профессиональном росте участников. «В финал взрослого конкурса имени Чайковского, который проходит в эти дни в Москве и Санкт-Петербурге, по специальности «виолончель» вышли россияне Александр Бузлов и Александр Рамм, кореянка Сон Мин Кан. Все трое в свое время становились победителями юношеского состязания», - уточняет Соколов.
«На юношеском конкурсе царит достаточно жесткая соревновательная атмосфера, с каким-то даже спортивным оттенком. На выступлении молодых музыкантов сказывается и волнение, и отсутствие опыта игры с оркестром, что особенно очевидно. Чтобы почувствовать ритмы, которые объединяют солиста и сопровождающий ансамбль, необходимо много часов проводить на сцене с дирижером и оркестром. Это приходит с возрастом», - поясняет маэстро.
Ректор Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского признается, что каждый раз его поражает встреча с очень юными «непоколебимыми профессионалами», которые достаточно стойко переносят соревнование.
«Одной их важных функций конкурса, на мой взгляд, выведение музыкантов на профессиональную орбиту. Ребята получают возможность выступать на больших сценах, громко заявляют о себе - все это очень важно, но, вместе с тем, и большое искушение. Аплодисменты аплодисментами, но скрупулёзное освоение репертуара в классе - это то, что необходимо не лениться делать именно в раннем возрасте», - уверен маэстро Соколов.
По его мнению, организаторы несут большую ответственность, так как этическая составляющая конкурса зависит от мудрости тех, кто работает над созданием юношеского музыкального проекта.
«Никогда останавливаться. Как бы не был очевиден успех, нельзя почивать на лаврах. За первой победой придет следующая только в том случае, если пауза между ними будет заполнена трудом.
Для музыканта очень важна широта кругозора. Быстро сейчас играют многие, а вот осмысленно - далеко не все. Осмысленность приходит, если человек видит вокруг себя не только музыку, а искусство всех его жанрах и проявлениях и жизнь, которая его окружает. Этот и есть набор высоты и главный смысл совершенствования любого участника конкурса», - уверен председатель оргкомитета.