Наталья Зубаревич: у жителей российской деревни должна быть стратегия самовыживания
Согласно переписи 2010 года, в 156 тысячах сельских территорий 13% не имеют населения вообще, а в 40 % живут меньше 50 человек
Известный российский ученый-исследователь, экономико-географ Наталья Зубаревич считает, что современной российской деревне, сибирской в частности, необходимо разработать стратегию самовыживания.
Ученый подчеркивает, что четких путей сохранения русской деревни нет.
«Русская деревня разная, - говорит Наталья Васильевна в эксклюзивном интервью международному пресс-центру МКР-Медиа. - В черноземной зоне она измельчала еще при советской власти. В Сибири деревня начала мельчать в 70 годы 20 века. Здесь этот процесс начался позже. Исторически деревня была либо мелкосельная, либо средняя, либо крупная».
Профессор кафедры экономической и социальной географии России факультета МГУ объясняет, что запас прочности, которым обладала российская деревня, отчасти сохранился на тех территориях, где изначально существовали крупные села.
«Не стоит обвинять постсоветский период в развале российской деревни, - считает профессор. - Этот процесс начался еще до него, в послевоенные годы. Тогда в стране стала активно развиваться урбанизация. В Сибири с этим столкнулись позже, именно поэтому здесь продолжают удивляться».
Наталья Зубаревич также отмечает, что в начале 2000-х началась политика более активной концентрации учреждений социальной сферы в больших и средних населенных пунктах страны. Именно тогда жители малых деревень остро почувствовали нехватку услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры.
«Малые больницы закрывались. Деревне обещали специалистов из городов, но крайне мало людей стремилось работать в сельской местности. Когда начался экономический кризис, стало ясно: начинается оптимизация. Люди уже не могли добраться до услуги физически из-за расстояний между населенными пунктами, а также из-за качества дорог. В малых деревнях школы содержать уже было невозможно».
На вопрос о развитии в сибирском регионе агротуризма, экономико-географ считает, что развивать его можно только в Подмосковье.
«О сибирский территориях, считаю, в этом контексте речь вестись не должна. Это направление свободно развивается в Европе, для Сибири — это экзотика».
В настоящее время в Сибири наблюдается средняя житность, то есть часть молодежи по-прежнему уезжает в город, но тем не менее люди среднего возраста остаются.
«Люди начинают жить на самопрокорме, имея свой огород, подсобное хозяйство, - уточняет Наталья Зубаревич. - Да, это 19 век, но мы к этому и пришли. Денег никогда не хватает. В бюджетах дыры. Ремонт и строительство дорог финансирую все меньше. То, что поможет жителям села - стратегия самовыживания».
Общего, четкого и разработанного рецепта возрождения деревни нет, считает профессор. «Советский союз закончился. Наше государство жителям сельской местности может помочь только пенсией».
Наталья Зубаревич также отмечает, что тенденция получения материнского капитала была активно подхвачена жителями сибирского региона, в частности теми, кто находится в деревне.
«Молодежь в Сибири рожать стала больше. Здесь рождаемость подтянулась. Молодцы сибиряки», - отметила она.
Что касается общего количества населения страны, то, как уточняет Наталья Зубаревич, Россия вступила в период сокращения численности жителей, и он будет продолжаться до 2023-2024 года.