Журналисты втрое грамотнее чиновников
Результаты опроса представила ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая
Журналисты оказались втрое грамотнее чиновников и вдвое грамотнее создателей рекламы. К такому мнению пришли участники общероссийского опроса «Речевой ландшафт города», проведенного Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина. Результаты опроса представила ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая.
Большинство участников опроса (61%) считает, что чаще всего ошибки в своей речи допускают обычные люди - в своем обычном общении. При этом 19% опрошенных думают, что русский язык коверкают чиновники и депутаты, 13% – создатели рекламы, вывесок и объявлений, 6% обвинили в искажении русского языка журналистов, теле- и радиоведущих.
Таким образом, по мнению участников опроса, журналисты втрое лучше владеют русским языком, чем чиновники и депутаты, и вдвое лучше, чем рекламисты (мнение о достойном уровне грамотности представителей СМИ также подтверждается и другим исследованием, проведённым в 2015 году Институтом Пушкина по заказу Минкомсвязи России).
Все респонденты обратили внимание на очень высокий уровень грамотности среди педагогов. В том, что учителя допускают ошибки в своей речи, их обвинил только 1% опрошенных.
Если говорить про образцы современного русского языка, то главными среди них были названы театральные спектакли и литературные вечера – об этом заявили 57% респондентов. Также на лидирующих позициях располагаются электронные обучающие ресурсы по русскому языку - им отдали предпочтение 42%. При этом, по мнению участников опроса, книги современных русских писателей соответствуют лучшим образцам современного русского языка вдвое меньше, чем электронные обучающие ресурсы и чем театральные спектакли и литературные вечера. Далее — печатные средства массовой информации и теле- и радиопередач (22% и 17% соответственно).
Исследование показало, что 95% граждан волнует тема русского языка. Так, среди главных удачных проектов по русскому языку участники опроса назвали «Тотальный диктант». На втором месте – проекты телеканала «Россия – Культура» («Академия», «Живое слово» в сотрудничестве с Институтом Пушкина) и Грамота.ру. К успешным проектам в области русского языка также были отнесены радио- и телепередачи («Говорите правильно», «Говорим по-русски» и другие), онлайн-ресурсы и олимпиады по русскому языку (в том числе портал «Образование на русском»), программа «Послы русского языка в мире», Дни славянской письменности и культуры и ряд других. Кроме того, респонденты отмечают введение выпускного сочинения в школах и создание Общества русской словесности.
Интересно, что часто упоминаются региональные проекты: «Саратов – город грамотных людей», «Чистому городу – чистое слово» (Кемерово), «Грамотное утро» (Пенза), «Современный русский» (Омск), «Задай вопрос грамотею» (Владивосток) и другие, а также сообщества в соцсетях («Словарь перемен» в FB, «Я люблю русский язык» ВКонтакте») и компьютерные игры («Грамотей»).
Очевидно, осведомленность респондентов относительно событий и проектов в сфере русского языка обусловлена ещё и тем, что среди опрошенных – посетители портала «Образование на русском», многие из которых представляют систему образования, являются школьниками и студентами, а также интересующимися ценителями русской словесности.
Показательно, что незадолго до проведения широкого опроса граждан Минкомсвязи России в рамках деятельности Совета по русскому языку при Правительстве РФ был проведен экспертный опрос представителей средств массовой информации о наиболее значимых проектах, содействующих популяризации русского языка. Согласно данным опроса, наибольший интерес для медиарынка представляют следующие мероприятия и события:
- Утверждение Президентом Российской Федерации «Концепции русской школы за рубежом»;
- Утверждение Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программы «Русский язык» (2016-2020 годы);
- Разработка Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях России рабочей группой во главе с председателем Государственной Думы РФ С.Е. Нарышкиным;
- V Всемирный конгресс российских соотечественников;
- Введение обязательного экзамена для иностранных граждан на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ;
- Год литературы в России;
- Вручение Нобелевской премии по литературе за произведение, написанное на русском языке;
- Конгресс Всемирной ассоциации русскоязычной прессы;
- Рейтинг грамотности СМИ (проведен Институтом Пушкина по заказу Минкомсвязи РФ);
- Международная волонтерская программа «Послы русского языка в мире»;
- Создание Института перевода;
- Введение сочинения по русскому языку как обязательной формы оценки знаний выпускников школ;
- Издание Большого универсального словаря русского языка;
- Тотальный диктант;
- XII Международная олимпиада по русскому языку для учащихся школ с русским языком обучения стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии;
- Цикл передач на радио «Говорим правильно»;
- Цикл передач «Живое слово» на ТК «Россия - Культура».
Таким образом, мнение профессиональных журналистов во многом совпало с результатами опроса обычных граждан России.
Еще один вывод опроса, проведенного Институтом Пушкина, – почти половина респондентов (41%) считает, что в последние годы со стороны государства и органов власти вопросам русского языка стало уделяться повышенное внимание. И еще больше людей (47%) выразили готовность включиться в просветительскую работу по повышению качества русского языка и его статуса в России и мире.
В опросе приняли участие 2243 человека. Большинство респондентов (65%) – молодежь от 16 до 25 лет. Участники от 26 до 37 лет составляют 16%; представители возрастной категории 38-49 лет – 11%; люди старше пятидесяти лет – 8%. По числу респондентов лидируют москвичи, следом идут жители Волгограда, Абакана, Тюмени, Красноярска, Белгорода, Ставрополя, Пензы, Пятигорска, Тулы и других городов. Всего в опросе приняли участие представители более ста городов России.
После представления итогов опроса в Общественной палате города Москвы состоялось обсуждение результатов исследования. В нем приняли участие Маргарита Русецкая, профессор Высшей школы экономики, академический руководитель образовательной программы «Медиакоммуникации» Иосиф Дзялошинский, эксперты-филологи, присутствовавшие на брифинге. Материалы дискуссии будут размещены на сайте Института Пушкина в ближайшие дни.