Ларьки с кофе и фастфудом уберут с улиц Сибири
Какую зачистку ждать городам?
Малые предприниматели из регионов Сибири боятся остаться без собственного бизнеса. Как в Сибири борются с ларьками и киосками, и есть ли им вообще место в современном городе – выяснили журналисты программы «Новости Здесь» на телеканале «Продвижение».
Новосибирск может лишиться половины небольших торговых точек, в том числе киосков с кофе, фастфудом и газетами. По истечению прежнего договора аренды мелким предпринимателям придется бороться за место в городе на конкурсе, который, как правило, выигрывают крупные сетевики. Так составлен новый Земельный кодекс. Власти подсчитали: под ликвидацию попадает больше четырех тысяч объектов. Владельцы киосков уверены, что будет больше, поскольку чиновники борются с торговыми объектами на коммуникациях.
«Я уверена, что, наверное, 99% нестационарных объектов, которые расположены в Новосибирске, они расположены на каких-то коммуникациях, поэтому это угроза для каждого первого, наверное, объекта. И сейчас они находятся под риском уничтожения опять же», - заявила координатор новосибирской коалиции малых торговых форматов и киоскеров Наталия Кошелева.
Борьба с киосками развернулась по всей Сибири. В Новокузнецке за два месяца убрали почти все незаконные объекты торговли. Впрочем, не всегда власти действуют правомерно. Омская предпринимательница в суде доказала, что мэрия незаконно пыталась лишить ее киосков. Закон оказался на стороне бизнеса. Томску массовое исчезновение мелкой торговли пока не грозит: в этом году власти планируют убрать около 30 объектов. Пик борьбы с ларьками и киосками пришелся на 2016 год, когда от торговых объектов освободили площадь Плеханова.
Дизайнер Илья Мясников ликвидацию стихийных рынков одобряет. Говорит, внешний облик города улучшился. Но совсем без уличной торговли не получится. Киоски и ларьки должны остаться, но в новом формате.
«В первую очередь нужно отказываться от ярких аляповатых цветов, улицы сегодня перенасыщены цветами. Надо посмотреть на опыт других холодных городов. Например, в Хельсинки, где продают газеты и кофе. Они становятся символом города. Хайтек-дизайн очень классно смотрится», - рассказал специалист по городскому и медиадизайну факультета журналистики ТГУ Илья Мясников.
Идеальным вариантом урбанисты называют разработку единого стиля киосков и ларьков для нескольких соседних сибирских городов.