Сибиряки пытаются сохранить архитектурные памятники
Решать вопрос мирным путем пытаются в Томске
Здание школы Кемеровского рудника не так давно внесли в список культурного наследия Кузбасса и Голландии. Проект был придуман зарубежным архитектором Ван Лохемом еще в 20е годы прошлого века.
Владимир Сухацкий журналист-краевед: «Это маленький шедевр, голландский шедевр в Сибири. Были подписан договор между правительством Нидерландов и нашей администрацией, несколько сотен студентов Дельского университета побывали здесь, они делал обмеры, делали анализы, чертежи и прочее. Более того, голландцы внесли в 2007 году нашу кемеровскую школу в реестр культурного наследия Нидерландов».
Спустя время голландцы предложили отреставрировать здание и делать в нем мясные полуфабрикаты. Пообещали финансирование еще 12 лет назад. Но на разговоре все и закончилось. Это то место, говорят историки, которое оставило в жизни Кузбасса яркий отпечаток.
Бывает, что архитектурные памятники влияют на всю планировку города. Например — Омская крепость. Ее заслуга — так называемая «нарезка» улиц в городе. Однако признать здание архитектурным наследием непросто — сначала надо доказать его уникальность.
Жители улицы Богдана Хмельницкого в Новосибирске добиваются этого уже не первый год. Сейчас они вышли на митинг с требованием запретить строительство жилого комплекса на месте снесенных Дома спорта и клуба «Отдых». И признать достопримечательным местом всю улицу — от Учительской до Сухого лога.
Решать вопрос мирным путем пытаются в Томске. Еще в прошлом году у местных чиновников появилась идея: разваливающиеся дома-памятники сдавать в аренду почти на полвека. Программу утвердили, 9 объектов уже в ее списке. Но общественники уверены: процедура затянута, все дома так не спасти.
Мария Бокова, координатор движения «Исторический Томск»: «В 16-м году у нас отрапортовали, что все хорошо. Прорыв, мы ремонтируем, сколько домов привели. Но через один идут отклонения по материалу, по форме, по фасадам, по крышам то же самое. И, по мнению специалистов, экспертов, историков дома утрачивают свою историческую ценность».
В Томске есть список, куда входит 701 объект ценной исторической среды. Правда, обычно на них денег не остается. Если дома и ремонтируют за счет фонда, то плохо. Общественники уверены: дело в плохом контроле со стороны комитета по сохранению культурного наследия. Правда, с другой стороны, это — хоть небольшая, но гарантия того, что стены не рухнут. В то время как сотни архитектурных памятников становятся приютом для людей без определенного места жительства.