Антимонопольное ведомство подготовило революцию в отдельно взятой отрасли
В 2009 году было принято правительственное постановление № 643, регулирующее тарифы на услуги РЖД
В 2009 году было принято правительственное постановление № 643, которое определяет, как регулируются тарифы на услуги нашего железнодорожного монополиста – госкорпорации РЖД. Для отечественных грузоотправителей и логистических компаний – данное постановление есть альфа и омега; Калевала, Старшая Эдда и Бхагават-Гита в одной обложке, ведь его формулировки непосредственно влияют на деятельность предприятий отрасли.
Недавно Федеральная антимонопольная служба подготовила свой вариант постановления № 643. Портал Vgudok опубликовал проект изменений с комментариями участников рынка грузовых железнодорожных перевозок и бизнес-ассоциаций. Сквозь скупые строчки экспертных оценок то и дело прорываются эмоции: от легкого недоумения, до возмущения, которое можно выразить фразой «Ну, нельзя же так наглеть!». И эмоции эти несложно понять.
Вникая в нехитрую философию проекта антимонопольного ведомства, вспоминается старая советская шутка о сводном хоре работников торговли и ОБХСС, дружно исполняющем некогда популярную песенку с припевом «Тебе половина, и мне половина». Служба г-на Артемьева обязана надзирать за железнодорожной монополией. Предложения ФАС по сути сводятся к тому, чтобы с одной стороны себя не забыть, забрав как можно больше полномочий в этой области, а заодно не обидеть поднадзорное ОАО РЖД, наделив его всевозможными преференциями и привилегиями.
Так формулировку действующей редакции «органы регулирования» ФАС без ложной скромности заменил на «ФАС», сугубой конкретикой недвусмысленно намекая, что прочим госструктурам не стоит вмешиваться в столь деликатную сферу. В своих предложениях антимопольщики последовательно проводят линию на долгосрочное регулирование тарифов. На первый взгляд, данный шаг можно расценить, как позитивную попытку установить правила игры на перспективу. Но отраслевым экспертам эта попытка большей частью пришлась не по душе. И вот почему.
У РЖД сегодня есть возможность варьировать тарифами за счет системы надбавок и скидок, учитывая интенсивность перевозок или колебания экспортных цен. Но, как известно, конъюнктура рынка – штука переменчивая, и совершенно непонятно, по каким критериям железнодорожная монополия будет устанавливать цены на свои услуги на несколько лет вперед.
Например, ведомство г-на Артемьева предлагает минимальные индексы РЖД, применяемые к соответствующим тарифам, устанавливать на период до 10 лет. На практике это означает, что компания Х может вытянуть счастливый билет, получив от монополии скидку на целое десятилетие. Только это уже повод рассуждать о формировании условий не для долгосрочного регулирования, а для крупномасштабной коррупции.
Радует, что предложения ФАС вызвали отторжение не только у представителей бизнеса, но и коллег из Минэкономики и Минтранса, которым явно не понравилось, что их так бесцеремонно отодвигают от рычагов управления рынком железнодорожных перевозок. И правильно: если делиться, то делиться надо со всеми.