В горсовете Новосибирска опасаются социального взрыва в случае подорожания проезда в общественном транспорте
Комиссия по городскому хозяйству обсудила способы спасения МКП «Горэлектротранспорт»
Сегодня комиссия новосибирского горсовета по городскому хозяйству обсудила меры по выводу из кризиса МКП «Горэлектротранспорт» (ГЭТ). Положение предприятия критическое, сообщил депутатам директор ГЭТ Евгений Жиратков.
По данным ГЭТ, при действующем тарифе 18 руб. себестоимость перевозки одного пассажира составляет 23,5 руб. Кредиторская задолженность предприятия за девять месяцев 2017 года выросла с 359 млн до 435 млн руб. Из-за низкой зарплаты (в среднем 24 тыс. руб. в месяц) увольняются водители и кондукторы, в штатном расписании сейчас 240 вакансий.
«Сегодня в городе 145 км трамвайных путей, большая часть которых находится критическом состоянии. С 2014 по 2017 год нам не удалось капитально отремонтировать ни одного километра пути», - подчеркнул господин Жиратков.
Депутат Игорь Титаренко выразил опасение, что в такой ситуации кредиторы в ходе процедуры взыскания долгов начнут через суд требовать имущество ГЭТ, в том числе, троллейбусы и трамваи.
«Наши руководители, и мэрии, и областные, и департамент по тарифам уже должны принять политическое решение: либо субсидировать предприятие, либо повышать тарифы», - заявил господин Титаренко.
«Повышать тариф вряд ли у нас получится. Доходы населения не растут, это приведет к социальному взрыву», - возразил коллеге Вячеслав Илюхин.
По мнению депутата, есть два варианта развития событий: либо покрывать убытки ГЭТ из бюджета, либо ликвидировать предприятие.
Но, по словам доцента кафедры электротехнических комплексов Новосибирского государственного технического университета Михаила Никулина, существуют другие пути вывода городского электротранспорта из кризиса: «Только 25% успеха находится в руках внутренних ресурсов ГЭТ. Мы очень мало внимания уделяем внешним факторам, которые могут обеспечить его стабильную конкурентную работу».
В первую очередь, по мнению господина Никулина, необходимо обособить трамвайные пути от проезжей части и оптимизировать расположение остановок. Сегодня во многих случая пассажир отказывается от поездки на трамвае только потому, что остановочные пункты расположены неудобно, а то и вовсе посадка в вагон сопряжена с риском для жизни.
«Переход на бескондукторную систему оплаты проезда. Рассматриваем эту непопулярную меру, которая поможет снизить затраты», - добавил глава департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Роман Дронов.
В итоге депутаты решили привлечь к решению проблем ГЭТ областные власти. В ближайшем будущем должна быть создана совместная рабочая группа, которая выработает стратегию спасения трамвайно-троллейбусного парка.
«Я чего боюсь: пока мы будем разбираться, прикидывать что да как, точка возврата может быть пройдена и предприятие просто покатится с горы», - высказал опасение председатель комиссии по городскому хозяйству Игорь Кудин.
На сайте ГЭТ указывается, что ежедневно на линию выходит 224 троллейбусов и 98 трамваев. В 2015 году они перевезли 74,5 млн пассажиров (26% пассажирских перевозок в городе).