Как отразятся санкции против РУСАЛа на Красноярском крае?
Мнения экспертов
Санкции Минфина США против компании РУСАЛ могут обернуться серьезными последствиями для Красноярского края. Причем не только в экономическом плане, но и в социальном. Но эксперты не исключают, что эти санкции могут дать и новый толчок развитию региона, если власти и руководство алюминиевого холдинга смогут оперативно отреагировать на произошедшее.
В масштабе Красноярского края новые санкции еще не сказались столь сильно, как могли бы, ведь санкционное иго было перенесено на полгода. Удар перенесен, но не отменен. Таким образом, уже начиная с ноября 2018 года, над бюджетами регионов присутствия РУСАЛа нависает угроза потери налоговых доходов. На экономике Красноярского края, где, вместе с Хакасией, расположены предприятия, производящие больше половины всего алюминия компании (почти 2 млн тонн из 3,7 млн тонн в 2017 году), скажется, полагают в Красноярске, особенно сильно.
«Есть серьезные опасения, что Красноярский край может недополучить определенную часть налога в связи с тем, что объемы продаж на внешнем рынке под угрозой», - прямо заявил на Петербургском международном экономическом форуме врио губернатораКрасноярского края Александр Усс.
Выпавшая сумма может оказаться весьма ощутимой, ведь предприятия РУСАЛа играют одну из ведущих ролей в объеме налога на прибыли и налога на доходы физических лиц, которые на сегодня обеспечивают около 60% всех доходов края.
«При этом у региона сейчас нет источников, с помощью которых он смог бы компенсировать выпавшие доходы РУСАЛа, - говорит директор банковского портала «Финансист» Анастасия Потекина. - Поэтому можно ожидать увеличения кредитной нагрузки на бюджет края за счет заимствований в коммерческих банках илив российском министерстве финансов».
Новые санкции против России Минфин США ввел 6 апреля 2018 года. Среди прочих попали под них и компании Олега Дерипаски, в том числе и РУСАЛ. Это привело к тому, что в первый же месяц ее акции потеряли почти 20 % своей стоимости, а капитализация упала почти на 96 млрд рублей. Это стало следствием ограничения сбыта произведенного компанией алюминия и изделий из него на зарубежных рынках.
Экономика региона уже начала чувствовать последствия санкций. Речь идет в основном о малых и средних компаниях, которые работают с заводами РУСАЛа, поставляя им необходимые товары и услуги.
«Некоторые из этих предприятий уже переживают, - говорит президент Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Рафаэль Шагеев. - Из-за уменьшения выручки есть риск, что РУСАЛ перестанет вовремя рассчитываться с ними».
На фоне этого работавшие с алюминщиками предприятия МСБ сейчасначнут испытывать серьезные сложности с кредитной нагрузкой. В свое время они брали кредиты, чтобы привести свои процессы в соответствие с той политикой, которой придерживался РУСАЛ.
«Некоторые финансовые группы решили, что это сигнал к переделу рынка, - говорит Шагеев, - и начали банкротитьконкурирующие компании, чтобы завладеть их бизнесом или просто убрать их с рынка». Ну если Америке можно действовать таким образом против российских компаний, то почему быотдельным «продвинутым» бизнесменам не заняться тем же самым делом, которое еще с 90-х годов называется рейдерством.
По оценкамШагеева, объемы могут упасть на 30-40 %, а значит, РУСАЛ станет меньше покупать сопутствующих товаров и услуг. Соответственно и выручка поставляющих их компаний начнет падать еще сильнее.
Санкционный нажим серьезно скажется и на социальном положении в регионе, считает Анастасия Потекина, ведь РУСАЛ – это один из крупнейших работодателей региона: только на промплощадкеКрасноярского алюминиевого завода работает порядка 10 тысячи человек, плюс еще пару тысяч людей он обеспечивает рабочими местами опосредовано – размещая заказы на разного рода товары и услуги в сторонних компаниях. Еще плюс - он выполняет целый спектр социальных программ в регионе и в самом Красноярске.
«Все эти программы могут сейчас свернуть, - считает Рафаэль Шагеев, - ведь, из-за выпадения существенного объема сбыта, компании просто нечем их обеспечивать».
Ощущать негативные последствия санкций против РУСАЛа Красноярский край, как и другие алюминиевые регионы России, будет до тех пор, пока компания не перестроит свой бизнес под внутреннее потребление, считает Рафаэль Шагеев.
«Чтобы решить возникающие проблемы нужно создать особые условия для формирования вокруг алюминиевых заводов кластеров переработки, - говорит Шагеев, - которые будут состоять из предприятий, производящих конечную продукцию из алюминия».
Прежде всего, речь идет о налоговых преференциях таким компаниям. А значит здесь не обойтись без участия региональной и федеральной власти.
По материалам Интернет-газеты Ньюслаб