Расходы на развитие новосибирского порта Ташара превысят 8,5 млрд рублей
Грузооборот на участке Оби между ГЭС и устьем Томи может вырасти до 6 млн тонн
Реализация проекта развития зоны опережающего развития «порт Ташара» позволит увеличить грузооборот на участке Оби от Новосибирской ГЭС до устья Томи на 89% – до 6 млн т в навигацию. Об этом говорится в докладе, с которым начальник отдела территориального планирования Министерства строительства Новосибирской области Сергей Новокшонов выступил в июне на II Всероссийском водном конгрессе.
По данным доклада (есть в распоряжении Sibnovosti.ru), в последние годы грузоперевозки на этом участке составляют от 1 млн до 3 млн т. 20% от этого объема приходится на песок, который привозится в Новосибирск, 80% – на общераспространенные полезные ископаемые для потребителей в Томской и Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе.
По оценке авторов документа, порт Ташара сможет заменить ныне действующий Новосибирский речной порт с пропускной способностью 4,1 млн т грузов в навигацию (в отчете ОАО «Новосибирский речной порт» указывается, что в 2017 году объем погрузочно- разгрузочных работ составил 100,8 тыс. тонн-операций).
Но для этого необходимо решить ряд проблем, препятствующих судоходству. Реконструировать и построить более 80 объектов, произвести выправительные (4,1 млн куб. м) и скалоуборочные (0,34 млн куб. м) работы, углубление дна (9,5 млн куб. м). Это позволит «нейтрализовать нежелательные переформатирования русла, обеспечить устойчивость судового хода и способствовать увеличению гарантированных габаритов пути».
Кроме того, предстоит восстановить железнодорожную ветку, связывающую Ташару с районным центром.
«До 2003 года порт Ташару с железнодорожной станицей Мошково связывала железнодорожная ветка, которая позволяла осуществлять стыковку речного и железнодорожного транспорта. Однако, в 2003 году собственником подъездных железнодорожных путей пути были разобраны и проданы», - отмечается в докладе.
По предварительным расчетам, стоимость проектирования для реализации проекта составляет 750 млн руб., собственно строительно-монтажных работ – 7,8 млрд руб.
«Требуется внесение в государственную программу реализации мероприятий по реконструкции и восстановлению внутренних водных путей на участке р. Обь от устья нижнего подходного канала Новосибирского шлюза до устья реки Томь», - делается вывод в докладе.
Село Ташара с населением около 3 тыс. человек расположено в Мошковском районе Новосибирской области. Областной координационный совет по развитию новосибирской агломерации принял решение создать здесь зону опережающего развития еще в ноябре 2015 года.
8 июня 2018 года рабочая группа по вопросам мониторинга, анализа состояния и перспективного развития внутренних водных путей Обского бассейна рассмотрела «Обоснование грузопотоков в рамках реализации комплексной схемы на участке ГЭС – устье реки Томь».
«Речь шла о возможностях и механизмах привлечения грузов на внутренний водный и железнодорожный транспорт. По мнению экспертов, такое решение сегодня необходимо в первую очередь потому, что это позволит сохранить в хорошем состоянии дороги Новосибирской области, обеспечить работой речные порты и загрузить саму железную дорогу. Специалисты отметили, что для принятия решения необходимо отрегулировать тарифы на перевозку железнодорожным транспортом до речных портов: создать так называемый «тарифный коридор», - говорилось в сообщении областного Министерства транспорта и дорожного хозяйства по итогам заседания.