На Томи протестировали интеллектуальную систему дистанционного вождения речных судов
Ее тестирование продлилось 15 дней
«Газпромнефть-Снабжение» и российский разработчик морских интеллектуальных решений Sitronics KT успешно протестировали систему дистанционного управления речными судами. Интегрированная на судно-буксир технология прошла опытную эксплуатацию на реке Томь. Разработка находится на стыке технологий искусственного интеллекта, математического моделирования, распознавания и идентификации. Ее тестирование продлилось 15 дней, за это время буксировщик, управляемый оператором на суше, прошел около 80 км. Навигационные системы и камеры в режиме реального времени передавали информацию о судне. Это позволило контролировать его движение и положение на карте, состояние главных двигателей и рулевых машин.
В период речной навигации «Газпромнефть-Снабжение» ежемесячно доставляет сотни тысяч тонн грузов речным транспортом. Для ряда удаленных объектов в Сибири этот вид перевозки является единственно возможным способом снабжения. Он также отличается высокой экономической эффективностью.
«В перспективе безэкипажное судовождение позволит нам достичь двух главных целей. Во-первых, повысить эффективность использования речных судов и, как следствие, периода речной навигации. Во-вторых, повысить безопасность перевозок речным транспортом. Искусственный интеллект может быстрее и точнее прогнозировать риски на пути следования и в соответствии с ними безошибочно корректировать маршрут судна», – пояснил исполнительный директор по логистике «Газпромнефть-Снабжения» Евгений Брагар.
Решение подходит для установки на новые и действующие суда и нацелено на оптимизацию операционных затрат и повышение безопасности речных перевозок грузов. В будущем технология обеспечит полностью самостоятельное следование речного судна в автономном режиме по заданному курсу, расхождение с другими судами, уклонение от объектов, представляющих опасность.
«Первый опыт испытания нашего решения на реке оказался успешным. В ходе проекта удалось превратить типовое судно в высокотехнологичное. При этом работа над реализацией длилась всего 5 месяцев, из которых месяц заняли пусконаладочные работы и испытания. Сотрудничество с «Газпромнефть-Снабжением» демонстрирует, что технология автономной навигации может активно применяться для решения практических задач», – отметил генеральный директор Sitronics KT Андрей Родионов.
В сравнении с морским дистанционное судовождение в сфере речных перевозок на сегодняшний день развито слабо, что связано с меньшей предсказуемостью речных путей. При транспортировке грузов по рекам необходимо учитывать изменения русел, сезонные колебания уровня воды, пересыхание или замерзание отдельных участков и другие факторы.
«В рамках следующих испытаний мы продолжим дорабатывать систему дистанционного управления, а также береговую инфраструктуру. В частности, планируем улучшить качество связи на пути следования судна. После мы приступим к отработке движения буксира с одной и несколькими баржами», – рассказал менеджер проектов блока технологических сервисов «Газпромнефть-Снабжения» Никита Чудинов.
Дальнейшие испытания разработки планируются в навигационном сезоне 2023 года. В их ходе «Газпромнефть-Снабжение» и Sitronics KT доработают текущую систему и переведут управление речными судами в полностью автономный режим.
Фото: пресс-служба компании «Газпромнефть-Снабжение»