В Красноярске строят первый в стране алюминиевый переход над железнодорожными путями
В Красноярске продолжается строительство первого в России алюминиевого пешеходного моста над железнодорожными путями. На строительной площадке в Кировском районе города разгрузили пролет мостовой конструкции, изготовленной из анодированного алюминия на Красноярском металлургическом заводе. Первый и второй пролеты уже установлены.
Возведение моста через улицу Семафорная и железнодорожные пути началось в прошлом году. В настоящее время на стройплощадке монтируют металлоконструкции схода и навес кровли, бетонируют шахты лифтов. Ранее были утроены все буронабивные сваи фундамента и установлены железобетонные опоры сооружения. Длина пешеходного перехода составит 151 м, ширина – 3 м, а глубина – 8,5 м. Его оснастят лестничными сходами и лифтами для маломобильных горожан. Сейчас на КраМЗе специалисты завершают сборку четвертого и пятого пролетов. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на это лето.
С установкой моста через улицу Семафорная Красноярск станет первым городом России, где вместо стальных пешеходных мостов над железнодорожными путями возводятся алюминиевые, которые имеют ряд технологических и эксплуатационных преимуществ. Мостовые конструкции из сплавов алюминия отличаются низким весом при высокой удельной прочности, стойкостью к коррозии и перепаду температур, огнестойкостью и продолжительным сроком службы. При этом благодаря уникальному комплексу характеристик алюминия мосты из этого металла не требуют ежегодного обслуживания, что позволяет существенно экономить бюджетные средства в продолжение всего жизненного цикла сооружения.
Впервые с идеей применения алюминиевых конструкций в мостостроении выступила Алюминиевая Ассоциация. Благодаря работе Ассоциации и компаний из ее состава, которая планомерно велась с 2016 года, в российских городах ежегодно начали открывать алюминиевые мосты.
«Красноярск сегодня лидирует по числу алюминиевых пешеходных мостов – их в городе уже шесть. Все они выполнены из металла, произведенного на Красноярском алюминиевом заводе компании РУСАЛ. Все мосты — знаковые проекты для города и жителей. Позволяют развивать городскую инфраструктуру, делать её комфортней и безопаснее», — отмечает Елена Южакова, директор департамента по связям с общественностью алюминиевого дивизиона РУСАЛа, депутат Красноярского городского совета.
Пилотными проектами стали пешеходные переходы в районе ледового дворца «Арена Север» и ледовой арены на улице Партизана Железняка, возведенные к Универсиаде 2019 года. В 2020 году был открыт полностью застекленный и оснащенный лифтами надземный переход через Николаевский проспект, соединивший микрорайон Студенческий со школой №73 и музеем-усадьбой Юдина. В декабре 2021 года ввели в эксплуатацию первый в России алюминиевый вантовый мост через улицу Карла Маркса между музейным центром «Площадь мира» и краевой филармонией (Большой концертный зал). Пятым мостовым сооружением из алюминия стал мост через реку Кача. Он также является четвертым в России, соединяющим берега водоема. В октябре прошлого года в микрорайоне Бугач построили путепровод через улицу Калинина. Он ведет к школе-новостройке, рассчитанной на 1550 учащихся.
Почему большинство алюминиевых мостов в Красноярске — понятно, здесь расположены все необходимые производства. В жидком виде металлический сплав за несколько минут перевозят с Красноярского алюминиевого завода на Красноярский металлургический завод, где уже производят детали и собирают пролёты моста. Развитие в стране и Сибири производств высокотехнологических сплавов и готовой продукции из алюминия – это основная стратегическая цель РУСАЛа, которую определил приоритетной более 20 лет назад основатель компании Олег Дерипаска.
«В нашей стране у алюминиевых мостов есть большие перспективы. Пешеходные и автодорожные мосты из легкого, стойкого к коррозии и экологичного алюминия востребованы регионами. Есть примеры возведения таких мостов в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», они также могут строиться в соответствии с программой замены и реконструкции аварийных и предаварийных мостовых сооружений. Алюминиевая отрасль готова предложить рынку самые современные высокотехнологичные конструкции: от надстроек для обслуживания и ремонта большепролетных мостов до велопешеходных мостиков и специальных дорожек для людей с ограниченными возможностями. Эти объекты гармонично встраиваются в уже существующую инфраструктуру», – отмечает сопредседатель Алюминиевой Ассоциации Ирина Казовская.
В России сегодня в эксплуатации находится 14 мостов с алюминиевыми конструкциями и почти половина из них в Красноярске. Самый первый в стране алюминиевый мост возвели в Северной столице более полувека назад – в 1969 году. Два первых в современной России алюминиевых моста были построены в 2017 году в Нижнем Новгороде. В Москве насчитывается три пешеходных моста из алюминия, в Туле и Самаре – по одному. Целый ряд проектов алюминиевого мостостроения в различных регионах находится сегодня в стадии проектирования и строительства.