Актуальные темы в сфере финансов обсудили представители регионов СФО
Совещание прошло под председательством министра финансов Красноярского края.
Заместитель председателя правительства Красноярского края – министр финансов Владимир Бахарь возглавил заседание координационного совета по финансам, налогам и бюджету Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». На совещании обсудили исполнения бюджетов, достижение национальных целей развития, вопросы межбюджетного регулирования и инициативного бюджетирования. В краевом правительстве сообщили, что в заседании приняли участие представители Минфина России, законодательных и финансовых органов Сибирского федерального округа.
Владимир Бахарь отметил, что субъекты СФО имеют высокий потенциал, и несмотря на сложности, экономика сибирских регионов развивается.
«Объем инвестиций растет – если в 2021 году он составлял 2,3 трлн рублей, то сегодня эта планка уже более 3 трлн рублей, к 2026 году ожидается свыше 4 трлн рублей. Максимальный объём – в Красноярском крае и Иркутской области», — подчеркнул Владимир Бахарь.
По данным регионального правительства, за 10 месяцев текущего года в 8 из 10 регионов СФО бюджеты были исполнены без дефицита, а в шести субъектах наблюдается высокий уровень долговой устойчивости. Отмечается, что среди бюджетных приоритетов по-прежнему находятся поддержка населения и вопросы инфраструктурного развития.
Министр финансов Красноярского края заявил, что важно обеспечить сбалансированность бюджетов, повышать налоговый потенциал и эффективно взаимодействовать с федеральным центром.
По словам директора департамента межбюджетных отношений Минфина РФ Ларисы Ерошкиной, в целом сибирские регионы хорошо исполнили бюджеты. Так, за текущий год совокупный прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов СФО составляет 7% к уровню прошлого года. Самый высокий темп прироста зафиксировали в Красноярском крае – 19%. На ближайшие несколько лет Федерация распределила регионам СФО более 300 видов межбюджетных трансфертов, в основном по социальным направлениям.
Первый замминистра финансов края Ольга Собещанская на заседании рассказала об особенностях социального экономического развития сибирских регионов. Так, например, Красноярский край остается лидером по основным показателям, которые отражают уровень жизни населения. Также за 10 месяцев этого года доходы консолидированных бюджетов регионов СФО составили 1,7 трлн рублей, превысив расходы на 103 млрд рублей. Отмечается, что более 86% — собственные доходы. Прирост доходов обеспечили 8 из 10 субъектов СФО.
По данным Ольги Собещанской, до 70% бюджетных ресурсов направляют в сферы образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также на поддержку граждан. Уточняется, что федеральная поддержка все еще требуется в обеспечении отдельных категорий граждан жильем, финансирование программы обязательного медицинского страхования и повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
Кроме того, свыше 250 млрд рублей выделят регионам СФО для реализации национальных проектов. Представитель Центра пространственной экономики РАНХиГС при Президенте РФ Александр Котов рассказал о позициях регионов по показателям эффективности деятельности органов власти, установленным Федерацией. Красноярский край по отдельным направлениям попал в тройку лидеров. Среди этих направлений темпы прироста зарплат, количество семей, улучшивших жилищные условия, внедрение цифровых технологий и др.
В правительстве Красноярского края добавили, что участники заседания также коснулись тем вовлечения граждан в бюджетный процесс. Представители от Алтайского края и Кемеровской области поделились лучшими практиками, а также эксперты отметили важность дальнейшего развития инициативного бюджетирования во всех регионах СФО и расширения механизмов участия граждан в принятии бюджетных решений. Одни из важных направлений – размещение бюджетных данных в понятно и доступном форме для местного населения с использованием открытых каналов связи и повышение финансовой грамотности.
Добавим, что по итогам заседания в Минфин РФ направят предложения по изменению федерального законодательства. Среди инициатив совершенствование института единого платежа, подходов к распределению налогов и сборов по бюджетам бюджетной системы, уточнения методик распределения межбюджетных трансфертов и оценки качества управления региональными финансами.