Ширма для Паши. Молодого человека с особенностями развития отгородили от других
Фото: © vk.com / Татьяна Есипова
Это не эвфемизм, а история одного рабочего места в Сибири. Посреди аккуратного фойе кинозала появилась белая ширма, за ней – стол и стул. Такие условия предоставили в учреждении культуры. Руководство объяснило это заботой о личном пространстве. Другие увидели противоположный подтекст и нарушение прав.
Когда хочется быть как все
Паше Есипову 26 лет, у него синдром Дауна. Но речь не про жалость. Молодой человек ведёт активную жизнь, в том числе социальную. Журналисты уже рассказывали, как режиссёрская работа Александры Каспаровой совершила революцию на большой сцене Новосибирска. Она поставила спектакль «Гадкий утёнок» (6+) , где главную роль сыграл Павел. С ним сказка и без того с глубоким смыслом обрела дополнительные грани.
А ещё с 2019 года молодой человек работает в кинотеатре при «Центре креативных индустрий», подведомственном новосибирскому министерству культуры.
«Однажды он был со мной на мероприятии в кинозале «Синема». Его увидело руководство <...>. Мы обсудили все моменты трудоустройства и все ситуации, которые могут возникнуть. Обсудили, как ему будет комфортно, что сможет делать и как помочь адаптироваться. Тогда это был просто кинозал, модным «Центром креативных индустрий» он стал гораздо позже. Мы так гордились, Паша был первым трудоустроенным человеком с синдромом Дауна в Новосибирске. Бывали, конечно, сложности, но он был включён в жизнь коллектива», – поделилась мама молодого человека, представитель «Общества «Даун Синдром» Татьяна Есипова.
Организация занимается проектами, которые помогают людям с особенностями развития интегрироваться в общество. Успех во многом зависит от трудоустройства. Для них это не способ достижения карьерных целей или денег, а возможность быть частью коллектива, не жить в пузыре. Но поиск работодателя, который пойдёт навстречу, безусловно, сложный.
«В Новосибирске достаточно много локаций, где ребята с синдром Дауна могут получать поддержку. Но, как правило, это закрытые сообщества, где они взаимодействуют между собой и не так много обычных сверстников, которые могут дать опыт социализации. Мы хотим, чтобы наших детей понимали и принимали как равных, с равными возможностями и равными правами», — поясняла мама Паши в документальном фильме телеканала «Продвижение».
Когда перемены наступили, но не те
У Паши всё было: хороший коллектив, рабочий кабинет, который он делил с коллегой, поручения, которые нравилось выполнять, наставник, который поможет и подскажет. Пожалуй, многие бы позавидовали. Как отметила Татьяна Есипова, он был счастлив, что нужен людям. Но, по её словам, ситуация стала меняться со сменой руководства. В 2022 году учреждение в качестве и. о. возглавил Андрей Васильев.
«Любые мои попытки обратить внимание на то, что в коллективе работает человек с ментальными нарушениями, натыкались на глухую стену непонимания. Васильев начал отделять Павла от коллектива, своим небрежным отношением формируя негативное отношение <...>. А однажды одна «экзальтированная» дама недовольно выговаривала, что он заглядывает в кабинеты и просит дать ему работу», – накануне публично выступила Есипова в соцсетях, так как попытки решить вопрос через профильные министерства нужного результата не дали.
С открытием в здании кинозала проектного офиса Фонда культурных инициатив новым сотрудникам нужны были кабинеты. С января, на время ремонта, молодой человек был отправлен на простой. По возвращении, 13 марта, для него не осталось рабочего места, сообщила автор поста. Паша отправился в отпуск без содержания, по выходе из которого парня ждали упомянутая ширма, стол и стул.
«В этот холл будет приходить много людей, желающих осчастливить других своими культурными проектами. И вот на пути движения модной толпы возникает странный предмет – чудовищно нелепая, белая, как в больничных кабинетах, мятая ширма, за которой оборудовано рабочее место для инвалида <...>. Паша растерян, взволнован. Он не понимает, сможет ли он дальше работать в своём любимом кинозале?» – написала мама молодого человека.
Когда оказывается, что нормы этичности могут быть разными
Конфликт или недопонимание? «Пятном человеческого невежества и безразличия» назвала ширму Татьяна Есипова. У руководства учреждением другое объяснение.
«Ширма не медицинская, она временная, то есть может сниматься и ставиться. Эта информация уже проверена уполномоченным по правам человека в Новосибирской области. Рабочее место признано удовлетворяющим всем нормам и законам, трудовому праву в том числе. В силу того, что у него [Павла] особенности развития, когда ему необходимо уединиться, эта конструкция ставится, когда не нужно, убирается <...>. Может он сам развернуть, может мама. Это, наоборот, обеспечение личного пространства», – рассказал и. о. директора государственного бюджетного учреждения культуры Новосибирской области «Центр креативных индустрий» Андрей Васильев.
В момент разговора, насколько известно главе учреждения, ширма, послужившая катализатором, находилась рядом со столом, предназначенным для молодого человека. Васильев также пояснил, что не слышал нареканий к сотруднику со стороны начальника кинозала, Павел исполняет обязанности подсобного рабочего, как и было установлено в год его прихода. На этот счёт Есипова уточняла, что тогда была свободна только эта вакансия, но считает, что, судя по спектру задач, её сын был помощником администратора, и, кроме уборки, мог выполнять поручения, связанные с компьютером.
«Представленный на фотографиях реквизит Центра креативных индустрий не является оборудованным рабочим местом. Мама сотрудника с ограниченными возможностями здоровья приглашена 9 апреля на личный прием в министерство культуры Новосибирской области», – цитирует BFM-Новосибирск министерство.
Сейчас Паша вновь находится в отпуске без содержания. Судя по количеству упоминаний в СМИ, комментариев в соцсетях, в том числе под последним постом новосибирского минкульта, посвящённого, правда, не ситуации в кинозале, а краеведам и молодёжи, судьба молодого сибиряка, а с ним и многих других таких, как он, вызвала резонанс. Пашина мама призналась, что прежде раздумывала, выносить ли случившиеся в публичную плоскость. Помимо поста, она написала обращения в прокуратуру и замгубернатора.
«Прокуратура проводит проверку по информации о нарушении трудовых прав инвалида 2 группы. В своих доводах заявитель указала, что работодатель не предоставил рабочее место её сыну. Фактически её сын лишен возможности осуществлять трудовые функции <...>. При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования», – прокомментировали в надзорном ведомстве.
В арсенале законодательства есть такие понятия, как нравственность, моральные страдания. Но полярные мнения относительно одного предмета говорят о том, что пока в обществе очень разные фреймы допустимого отношения и представления об инклюзии.
Островки эмпатии можно найти, например, в том же Новосибирске, где не такие как большинство люди могут стать частью команды студии флористики, а в Омске – в кофейне, принявшей молодого человека с аутизмом .