«Законы похожи везде»: как живется красноярцам в самом мигрантском районе города
Депутат отмечает, что иностранцы могут быть полезны из-за дефицита кадров
Ленинский район около КрасТЭЦ имеет скандальную славу. Летом этого года стало известно, что глава СК затребовал доклад по публикациям о том, что красноярцы вынуждены уезжать отсюда из-за мигрантов. Исследовать местность отправились корреспондент «МК в Красноярске» и депутат Горсовета Иван Петров. Они пообщались с самими иностранцами и с местными жителями.
«Сейчас все спокойные»
Рынок «Содружество», он же «КрасТЭЦ» оживлен практически всегда. Работник кафе Ашот делится с журналистами — сам он себя мигрантом не считает, переехал в Россию еще при СССР, но за ситуацией следит.
Полиция сюда часто приезжает. Смотрят, кто без документов. Все эти проверки нужны, чтобы не было нарушителей и чтобы не вели себя как хотят. Я 32 года здесь живу, но считаю, что, если ты приехал в другую страну, то оформи документы. Другие люди же оформляют. И живи, работай спокойно. Я заметил, что в нелегалы подаются те, кто законов не знает. Кто жил всю жизнь в провинции и не учил правила. А потом приезжают и делают, что хотят. Хочется сказать таким людям: «Вы не одни здесь». Так что, нет плохих наций, есть плохие люди, — отмечает Ашот.
Торговец Ислам рассказал, что приехал из Багдада. Мужчина говорит — сейчас конфликтов нет.
Раньше да, были времена, когда грубили и оскорбляли, а сейчас все спокойные и даже спасибо говорят за товары, — делится иностранец.
Продавец Елена также опровергла слухи, что мигранты наводят свои порядки.
Не слышала, чтобы кто-то кого-то заставлял что-то делать, по-другому одеваться и навязывать порядки. Я со всеми нормально общаюсь и понимаю всех. Не конфликтуем ни мы между собой, ни покупатели с иностранными продавцами, — рассказывает сотрудница торгового центра.
«Наш район – это жесть»
Но не везде впечатления такие дружелюбные. Жители многоэтажек неподалеку от рынка недовольны.
Они [мигранты] оскорбляют, и детей наших унижают. У меня дети уже закончили школу лет 5 назад, но от соседей часто такое слышу. С каждым годом все хуже в школах. У меня в подъезде мигрантов очень много. Сейчас спускалась, вижу, что они опять намусорили. Это вообще ужасно! Делаешь замечание, а они на тебя ноль внимания, еще и как зверята смотрят мелкие. Они все понимают, но игнорируют, — возмущается красноярка Ольга.
Наш район – это жесть. Я живу [на улице 26 Бакинских комиссаров] 35 лет. Бывало идешь раньше, и каждый второй знакомый встречается. Сейчас все меньше и меньше. Русских почти не осталось, а нерусских все больше. Вся 16-я школа у нас – сплошь таджики и узбеки. У меня на лестничной площадке нет уже русских, зато живет семья, у них 9 детей. В трехкомнатной квартире! Соседка устала жаловаться – шум постоянный до ночи. Может, я в таком возрасте, что мне это не очень мешает, а тех, кто помоложе – раздражает, — делится пенсионерка Любовь Егоровна.
Опрошенные жаловались в основном на нечистоплотность. Про наведение своих порядков никто особо не говорил. Но кто-то отмечает, что мусор — общая беда.
Мигранты здесь нам не мешают, с ними спокойно живем. А пьяные под окном собираются – вот это беда. Управляющая компания не наводит порядок во дворе. Я недавно из Нижнеудинска переехала, там особо предприятий нет, иностранцев почти тоже не бывает. Поэтому с проблемой не сталкивалась. А здесь я их вижу, но не понимаю и они меня не понимают, — рассказывает местная жительница Галина Митрофановна.
А вот сами иностранцы проблем не видят. Особо те, кто живет здесь давно. Хайдар-Али живет в Красноярске почти 20 лет и отмечает, что сейчас мигранты лучше знают законы и соблюдают порядки.
Законы почти похожи везде. Поэтому если соблюдают, то я нормально к ним отношусь, — поясняет мужчина.
По мнению депутата Горсовета Ивана Петрова, мигранты, если соблюдают законодательство, могут быть полезны из-за дефицита кадров.
Основная жалоба, с которой обращались почти все – это мусор. Но мусорят, как мы услышали, и местные жители. Так что, это не зависит от гражданства. Что касается отношения к детям в школах, то взрослые могут получать недостоверную, преувеличенную информацию от соседей. Я же, общаясь с учениками, вижу, что разделения нет. Да, дети одной национальности лучше друг друга понимают, но учатся вместе, занимаются спортом вместе, — отмечает депутат.