«Здравствуй, человек»: в красноярских магазинах появились говорящие роботы-уборщики. Когда ждать роботов-кассиров

«Здравствуй, человек»: в красноярских магазинах появились говорящие роботы-уборщики. Когда ждать роботов-кассиров
Фото: Анна Романова/торговая сеть

Публикуем интервью с управляющей магазина, где есть такие роботы

Красноярские гипермаркеты захватывают роботы. Они вполне дружелюбны и даже приветствуют: «Здравствуй, человек». Журналист портала «МК в Красноярске» увидел одного из них в «Аллее» и решил узнать, как работают новые уборщики, которые не могут не привлечь внимание посетителей. Заместитель директора формата «Суперстор» по операционному управлению компании «Командор» Наталья Ворошилова рассказала о «новых сотрудниках» в формате вопрос-ответ.

Почему решили закупить роботов и заменить ими уборщиков (немного провокации в вопрос: связано ли это с ситуацией с мигрантами)?

Уборку помещений нашей компании осуществляет аутсорсинговая организация, в штате гипермаркетов нет своих специалистов. Мы часто сталкиваемся с проблемой нехватки кадров у клининговой компании. Человеческий фактор играет здесь ключевую роль — иногда сотрудники не выходят на работу, и нам приходится экстренно искать замену. Это создает значительные трудности, ведь для покупателей не имеет значения, сколько у нас продавцов или уборщиков — они хотят видеть чистый и привлекательный магазин. Тем не менее, дело не только в недостатке сотрудников.

Что это за роботы (название, модель)?

Каждый магазин оснащен одним роботом Pudu модели CC1 от компании SPI robotics. Площадь уборки одной единицей техники составляет до 5000 квадратных метров.

Как интегрировали их в систему торговой сети? Были ли сложности в интеграции?

В прошлом году мы протестировали роботов в двух гипермаркетах. Эксперимент показал, что роботы способны эффективно справляться с поддерживающей уборкой, заменяя двух сотрудников аутсорсинговой компании. Однако полностью отказаться от услуг клининга пока невозможно, так как существуют зоны, недоступные для робота, например, подсобные помещения, холодильные камеры и пространства за прилавками. Люди выполняют много важных задач: уборку оборудования, тележек, покупательских ячеек и кабинок, а также выносят мусор.

Руководство магазина и сотрудник, ответственный за контроль работы робота, прошли обучение основным навыкам их обслуживания. Они знают, как задавать речевые скрипты для роботов, менять щетки, очищать контейнер для мусора, переключаться на ручное управление и корректировать маршруты.

Сегодня роботы установлены в 12 из 16 гипермаркетов «Аллея» (в Красноярске, Канске, Зеленогорске, Железногорске и других городах). Пока их нет в Иркутской области и республике Хакасия, мы планируем их закупить в следующем году.

Выгодно ли использование роботов?

Покупка роботов помогла нам уменьшить количество сотрудников клининга на два человека, благодаря чему, согласно нашим расчетам, окупаемость роботов составит от полутора до двух лет. Дополнительно, введение новых инженерных позиций позволило снизить затраты еще больше. Ранее техническое обслуживание касс самообслуживания осуществляла сторонняя подрядная организация, за услуги которой мы платили. Сейчас эти функции взяли на себя наши инженеры, что позволило отказаться от услуг подрядчиков. Таким образом, наши инженеры обслуживают не только роботов, но и кассы самообслуживания, а также другую IT-технику в магазинах, за исключением тех филиалов, до которых физически сложно добраться.

Первоначально мы планировали запуск роботов для ночной уборки, полностью отказавшись от услуг клининговых компаний. Однако возникли сложности: ночью некому обслуживать робота в случае отключения электричества, засора контейнера для мусора, необходимости замены щеток и т.д. Утром могло оказаться, что робот не завершил уборку. Поэтому мы приняли решение оставить основную ночную уборку за клининговыми компаниями, а роботу поручили поддерживающую уборку в дневное время.

Кто составляет маршрут и задает речевые скрипты?

Программа маршрутов составляется совместно с директорами магазинов. Есть зоны, где проходит основной поток покупателей, например, входная зона, а есть менее посещаемые зоны, такие, как отдел промышленных товаров или бакалея. При составлении маршрута учитываются все эти факторы. Например, входную зону робот может убирать 2–3 раза в день, а промышленную группу — всего один раз.

Погодные условия влияют на степень загрязнения пола, поэтому есть возможность регулировать интенсивность уборки, подачу воды и моющего средства, менять маршрут. Робот сам определяет, когда ему нужно слить грязную воду и набрать чистую или встать на зарядку. Подзарядка происходит автономно, без участия человека. Нам практически не нужно взаимодействовать с роботом, кроме случаев, когда требуется его прочистка. У него есть станция, которая подключена к электросети и имеет два шланга: один для подачи воды, другой для ее слива. Робот подъезжает к станции, автоматически сливает старую воду и набирает новую. Если что-то идет не так, информация отображается на табло робота, а инженеры получают уведомление через специальное приложение. Даже если в магазине не замечают проблему, инженер может связаться с сотрудниками и сообщить о неисправности. Робот может работать непрерывно до 5 часов.

Речевые скрипты мы создавали вместе с отделом маркетинга, у нас есть целый набор фраз, которые обновляются еженедельно. Гипермаркеты «Аллея» ориентированы на недельные закупки, поэтому мы считаем, что такая частота смены фраз оптимальна для наших покупателей.

Ждать ли роботов-кассиров и когда?

Мы продолжаем искать пути для дальнейшего совершенствования сервиса и повышения эффективности нашей работы. У производителя наших роботов уже разработаны модели роботов-официантов и роботов-промоутеров, роботы-кассиры пока отсутствуют, но кто знает, что будет в будущем. В Красноярске в одном из кафе в Железнодорожном районе уже работает робот-официант. Я думаю, что в будущем использование роботов станет более привычным делом.

Как покупатели восприняли первых роботов и как воспринимают их сейчас?

Отзывы исключительно положительные: за все время мы не получили ни одного негативного отклика. Роботы очень нравятся покупателям, особенно детям. Люди относятся к ним с интересом и уважением, охотно уступая дорогу.

Куда ваша сеть еще бы хотела внедрить роботов?

Роботу необходимы просторные площади и широкие проходы, которыми пока могут похвастать лишь гипермаркеты «Аллея». В «Командорах» и «Хороших» места меньше, и ему будет труднее маневрировать. Если робот сталкивается с препятствием, он останавливается и запрашивает помощь. Спонтанно появившиеся корзины, стойки или сетки могут привести к его остановке. Поэтому при установке нового оборудования мы заранее планируем возможные изменения и корректируем маршруты робота.

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

Красноярский край переходит на VoLTE: статистика Т2

Красноярский край переходит на VoLTE: статистика Т2

Красноярск — T2, российский оператор мобильной связи, проанализировал динамику использования VoLTE клиентами в Красноярском крае. Уже 66% абонентов, чьи устройства поддерживают опцию, звонят в сети LTE. Сервис обеспечивает мгновенное соединение с собеседником, высокое качество звука и отсутствие посторонних шумов.

ВТБ прогнозирует среднюю ключевую ставку на уровне 15% в 2026 году

ВТБ прогнозирует среднюю ключевую ставку на уровне 15% в 2026 году

Эксперт ВТБ дал прогноз по ключевой ставке на 2026 год

ФОТОРЕПОРТАЖ >

Журналистов избили палками на съемке сюжета в Новосибирске

Журналистов избили палками на съемке сюжета в Новосибирске

Нападавших отправили в СИЗО на 2 месяца

Показываем, как в Красноярске прошла 42-ая музейная ночь

Показываем, как в Красноярске прошла 42-ая музейная ночь

Гостей угощали печеньками с предсказанием

«Будет ажиотаж»: какие елки предлагают красноярцам на елочных базарах и за какую цену

«Будет ажиотаж»: какие елки предлагают красноярцам на елочных базарах и за какую цену

Sibnovosti.ru проехались по пяти точкам и узнали, на что обратить внимание, чтобы не купить некачественную новогоднюю красавицу

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Зрителям подготовили много интересного. Они даже смогут сами поучаствовать в спектаклях. Что гостей театра ждет еще?

СТАТЬИ >

Как приумножить пенсионные накопления без лишних рисков

Экономика

Как приумножить пенсионные накопления без лишних рисков

В этом материале разбираемся, как предотвратить потери и использовать средства эффективно

Помощь без промедления: почему пациенты выбирают СМО

В России

Помощь без промедления: почему пациенты выбирают СМО

Сегодня страховые медицинские организации (СМО) — важные участники российской системы обязательного медицинского страхования. Все 30 лет своего существования они непрерывно совершенствуются, поэтому вполне закономерно, что все больше людей обращаются в свою страховую, когда нужна помощь по ОМС

Он видит на 540° и думает. Почему вождение никогда не будет прежним?

Общество

Он видит на 540° и думает. Почему вождение никогда не будет прежним?

Рассказываем об умных технологиях OMODA C7 в автосалоне «Медведь Альянс»

Начальник Госинспекции по недвижимости Москвы представил цифровые решения земельного контроля на форуме в Красноярске

В Красноярске

Начальник Госинспекции по недвижимости Москвы представил цифровые решения земельного контроля на форуме в Красноярске

Иван Бобров рассказал о современных инструментах и подходах столичного надзора за городской землёй

Когда здоровье требует решительных действий

Общество

Когда здоровье требует решительных действий

Иногда момент для заботы о здоровье откладывать нельзя. И именно тогда на помощь приходит медицинский центр «Альмед», где сейчас действует специальное предложение.

Михаил Малин: «Красноярск получит медицинский центр нового поколения»

Общество

Михаил Малин: «Красноярск получит медицинский центр нового поколения»

Генеральный директор сети клиник MEDICA рассказал порталу Сибновостям о принципах работы, уникальных технологиях и миссии новой клиники в Красноярске, открытие которой состоится в сентябре

Бразильские имплантаты Riellen’s: путь к идеальной улыбке за один день

Общество

Бразильские имплантаты Riellen’s: путь к идеальной улыбке за один день

Современные технологии помогают решить проблему отсутствия зубов раз и навсегда — речь идёт о зубных имплантатах

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

Исследователь группы Дятлова Буянов назвал еще одну версию исчезновения семьи Усольцевых в тайге

Исследователь группы Дятлова Буянов назвал еще одну версию исчезновения семьи Усольцевых в тайге

Скорее всего, это был несчастный случай, связанный с тем, что Усольцевы заблудились

гороскоп на 4 декабря для всех знаков зодиака

гороскоп на 4 декабря для всех знаков зодиака

У кого сегодня козырь — очарование, а кто станет популярным у своих коллег?

В Новосибирске установили личность курьера, напавшего на пожилую женщину

В Новосибирске установили личность курьера, напавшего на пожилую женщину

Возбуждено уголовное дело, злоумышленником оказался местный житель