Московские девелоперы представили в Красноярске современные школы
Специалисты строительной группы компаний «А101» представили в Красноярске проекты школ, которые они реализуют в новых районах Москвы и других городах
Представленные проекты меняют привычное восприятие школы как объекта: здания проектируются без коридоров, с учебными блоками в кампусах, амфитеатрами вместо актовых залов, коворкингами и не только. Подчеркивается, что, несмотря на обилие новаций, школы соответствуют строгим образовательным нормативам.
В ходе презентации в Красноярске глава дирекции «Социальные объекты» ГК «А101» Юлия Чернец рассказала, что в группе выработали особый подход к строительству, благодаря которому капитальные затраты на сооружение снижаются при одновременном повышении качества среды для детей. Группа компаний отказалась от традиционной советской планировки с коридорами в пользу сетевого пространства вокруг многофункционального атриума.
Так, «А101» уже реализовала 13 школьных проектов в новых районах по всей России. Их предлагается возводить в рамках обычного госконтракта, прошедшего госэкспертизу. Таким образом, удается сэкономить. Стоимость в расчете на ребенка составляет 2,5 миллиона рублей, что на миллион меньше обычных затрат. Кроме того, за счет сокращения нефункциональных коридоров строительный объем сокращается на 30%.
«Есть программы софинансирования, государственно-частное партнерство — по такому принципу сегодня возводятся десятки школ в России, недавно построили школу в Воронеже, огромную и шикарную. Этот механизм работает», — рассказала Юлия Чернец.
Один из примеров такой экономии — прозрачные стены в классах из закаленного стекла. Это увеличивает объем естественного света и позволяет меньшими усилиями выполнить нормы по инсоляции, экономя на электричестве. Помимо этого, в классах становится чище — никаких разбросанных вещей и визуального шума. Глава дирекции утверждает, что в новых помещениях у детей повышается сосредоточенность и дисциплина, практически исключается буллинг и вандализм, внедряются принципы открытости и доверия.
Наиболее известный проект строительной группы — образовательный центр «Диалектика» в Новой Москве, который в 2024 году вошел в тройку лучших в России на конкурсе от «Единого ресурса застройщиков». В центр входят школа на 1100 учеников и детский сад на 220 воспитанников. Здесь созданы открытые многофункциональные пространства вместо коридоров, а вместо актового зала, который в обычной школе используется несколько раз в год — атриум на 390 посадочных мест. Атриум используется учениками в любое время — для встреч, активного отдыха и работы над групповыми проектами.
«Психологи считают, что такие перемены дают хорошую эмоциональную разрядку и помогают быстрее „переключаться“ после сложных уроков или контрольных. Еще один подобный „зал-трансформер“ площадью 280 квадратных метров имеется в блоке начальной школы. Он используется и как актовый зал на 240 посадочных мест, и как спортзал, где сразу два класса могут одновременно, не мешая друг другу, заниматься каждый по своей программе», — подчеркнула Юлия Чернец.
Простор атриуму придало новое инженерное решение — большепролетные металлические конструкции. Минстрой РФ признал решение типовым для использования при строительстве подобных школ по всей России. Застройщики, со своей стороны, смогут сократить финансовые и временные затраты на разработку проектной документации и прохождение экспертизы.
При этом спроектированные строительной группой школы становятся точками интереса не только для учеников: они реализованы так, что становятся общественными центрами новых районов. После окончания уроков жители могут прийти на пришкольную территорию для занятий спортом. А в самом школьном здании проходят лекции, концерты, мастер-классы по гончарному делу, кулинарии и многое другое.
Юлия Чернец отметила, что подобные образовательные центры не только повышают качество социальной среды в городе, но и серьезно сокращают затраты на общественную инфраструктуру. Так, появление в школах дополнительного функционала обходится в 13% от общего объема затрат на создание объекта.
«Экономический эффект для города или для девелопера, который возводит такие многофункциональные объекты, очевиден», — заключила глава дирекции «Социальные объекты» ГК «А101».
Красноярские эксперты тоже оценили московский подход:
«Прекрасные объекты, которые конечно должны быть и в Красноярске. Хорошо бы, чтобы школы в новых районах у нас, во-первых, появлялись, во-вторых, были не только яркими и цветными снаружи, но и учитывали социальные изменения, современность и современные потребности», — прокомментировал архитектор Борис Шаталов.