Красноярская Покровка регулярно становится самым загрязненным районом города. Разбираемся, с чем это связано, и почему именно этот микрорайон чаще всего имеет самые «темные» маркеры качества воздуха
В январе 2025 года Покровка отметилась практически 11-кратным превышением концентрации бензопирена в воздухе. Для красноярцев, проживающих здесь, это становится реальной угрозой здоровью. Напрашивается вопрос: откуда берется бензапирен и почему сосредотачивается именно в Покровке? При этом в других районах города в это же время цифры по загрязнённости в три-четыре раза ниже.
К примеру, согласно датчикам Красноярского научного центра СО РАН, 4 февраля индекс загрязнения воздуха в Покровке имел отметку в 177 баллов. Одновременно с этим в Солнечном, который также часто попадает в «красную» зону наблюдений, это значение меньше более чем в два раза. Те же районы можно сравнить и в ночь на 6 февраля: уже трехкратная разница, с отметками 129 и 43 соответственно.
Что такое бензапирен? Соединение, которое образуется вследствие сжигания твердых и жидких органических веществ, в том числе нефти, нефтепродуктов, древесины, антропогенных отходов. Ключевое здесь — продукт сжигания. Как рассказывает эколог Сергей Шахматов, частный сектор красноярской Покровки являет собой место концентрации площадных источников загрязнения: это буквально система из сотен низовых источников автономного теплооснабжения.
Сказывается и особенность рельефа — Покровка буквально находится на горе. По розе ветров микрорайон периодически накрывает кластер промышленной зоны с Северного шоссе. Там расположен целый ряд предприятий, которые пользуются не центральным отоплением, а автономным угольным теплоснабжением. Это котлы, которые выдают мощности и 100, и 150, а иногда и до 500 киловатт. Сергей Шахматов напоминает, что свой вклад вносят и автомобильные выхлопные газы.

В целом, загрязнение воздуха в Покровке — это явление последних десятилетий. Отмечается, что за это же время промышленный бензопирерновый след РУСАЛа, для которого вещество тоже является значимым в структуре выбросов, существенно снизился, это подтверждается и самим заводом, и контрольно-надзорными органами, и общественниками.
«Основные проблемы с бензопиреном в городе, особенно в его северо-восточной части, начались с начала двухтысячных годов, когда все площадные огромные источники частного сектора и бизнес ушли с электроотопления по причине реформы электроэнергетики и невозможности иметь электроэнергию в качестве топлива. Тарифы начали подниматься, и когда энергетики организовали удаленный контроль, были прекращены все возможности условно воровать электричество в частном секторе. Именно исходя из этой ситуации все массово начали переходить на более дешевое и экономически целесообразное отопление — через уголь», — рассказывает Сергей Шахматов.



























