Грузинское вино и встреча с медведем: журналисты вновь съездили к отшельнице Агафие Лыковой
Маленький мир отшельницы Агафьи Карповны то и дело сталкивается с вызовами. Так, на заимке Лыковых поднявшаяся вода в реке Еринат смыла метров 10 берега. А потом и вовсе проснувшийся медведь подошёл к жилью: правда ушел ни с чем, поскольку Лыкова была под охраной священнослужителя Гиви Морохия и духовного настоятеля Владимира. Зверя так напугали, что он убежал и не вернулся.
Подробнее о последних новостях об известной таежной отшельнице рассказали журналисты krsk.aif.ru .
Напекла хлеба вкусного, принарядилась
Паводок на заимке Лыковых каждую весну разный. Вот только было солнечно и тепло по-летнему, земля прогрелась, и Агафья собралась сажать картошку. Но пришлось отложить: в запланированный для посадки день, 10 мая, зарядил дождь. Вода в Еринате, на берегу которого расположены заимка и кордон заповедника «Хакасский», поднялась. До жилья Агафьи Лыковой реке не добраться. Похулиганила на кордоне: унесла баньку и туалет, близко подошла к домику.
А до этого, 7 мая, к Агафье наконец-то долетел вертолёт с долгожданными гостями.
Ее духовный отец иерей Игорь Мыльников давно собирался посетить Лыкову, но всё как-то не случалось. Запланированные поездки постоянно откладывались по разным причинам. А проведывать надо было обязательно – в апреле Агафье Карповне исполнилось 80 лет. Тогда шёл Великий пост, его таёжная отшельница строго придерживается. Поэтому всем наказала: гостей жду только после Пасхи.
Поездка состоялась благодаря предпринимателю и меценату с Алтая Али Муссаевичу Узденову, он организовал полёт на вертолёте – сегодня это единственное средство, на котором можно добраться до Агафьи. На заимку полетели три священника старообрядческой церкви: иерей Игорь Мыльников из Новокузнецка, отец Владимир Гошкодеря из Оренбурга, настоятель храма Богородицы Одигитрии в Горно-Алтайске отец Василий.
«Летели над снежной тайгой, чувство такое, что здесь зима и не планирует уходить. А к заимке подлетели – лето! Зелено всё, солнечно», — рассказывает иерей отец Игорь.

Агафья Лыкова была предупреждена и с нетерпением ждала гостей. Напекла хлеба: пышного, ноздреватого, душистого, очень вкусного. Сама принарядилась. Поменяла тёмную одежду на более яркую: в мелкий цветочек зелёная кофта и светло-коричневый сарафан, тоже с рисунком.
Нашли помощника
«Конечно, все были рады. И мы, слава Богу, Агафью Карповну проведали. И она исповедалась, приняла таинство святого причастия, — делится подробностями поездки отец Игорь. – Молебен Пасхе спели все вместе. Прилетели к ней не с пустыми руками. Агафьюшка жаловалась на боли в суставах, привезли ей хорошей, сильнодействующей мази, витамины, подарки разные. А вот с вином, на котором она прополис настаивает, заковырка вышла. На бутылке была акцизная марка, а на ней QR-код. Как его увидела, даже в руки не взяла. Она всегда с улыбкой, а дух сильный. Уже знаю, что уговаривать бесполезно».

До весны на заимке жил инспектор заповедника «Хакасский». Но заболел, и его вывезли на лечение. Несколько недель Агафья Лыкова жила одна. За это время ей нашли помощника — священнослужителя Гиви Морохия.
«Хороший человек, — говорит отец Игорь. – И Агафья его приняла, а она ведь не всех одобряет. Так вот Гиви успокоил: заказал вино своим родственникам в Грузию, так что будет на чём Агафье настаивать прополис для растираний – на натуральном домашнем напитке. А в какой красоте живёт наша Агафья Карповна! Чистый воздух, зелень. Кстати, пока с ней разговаривали, вдруг на поляну, где мы стояли, выходит маралуха. Нас не боится, стоит, рассматривает. Мы тоже не шевелимся, не пугаем её. Хороший знак».
К сожалению, время было ограничено.
«Мы с отцом Василием вынуждены были быстро улететь, — продолжает отец Игорь. — На память Агафья подарила красивые камешки, которые собирает на берегу Ерината. У неё в хозяйстве есть курочки. Так она ещё и свежие яйца сложила в ведёрко, чтобы мы нормально довезли, не разбили. Вот такая она — не отпускает без гостинцев».
А отец Владимир остался. Он преодолел длинный путь: из Москвы до Новосибирска, затем в Горный Алтай добирался на попутной машине, приехал ночью, а утром – на вертолёте на заимку. Поэтому решил пожить у Агафьи до 20-ых чисел мая, помочь с посадкой на огороде, он у неё на крутом косогоре, помолиться вместе.

«И как хорошо, что он там, — сказал иерей Игорь Мыльников. — На днях прямо на огороде появился медведь, напугав Агафью Карповну. Отец Владимир не растерялся. От первого выстрела медведь опешил, от второго сделал шаги в сторону, а от третьего уже мчался во весь опор подальше от заимки. Но появился волк. Его никто не видел, но обнаружили недалеко от жилища его следы, помёт и шерсть. Собака пропала. Видимо, он её порвал».
Может всегда позвонить
Агафья Лыкова всегда на связи, у неё есть спутниковый телефон и список людей, к которым она может позвонить в любое время. Одному из первых — директору заповедника «Хакасский» Виктору Непомнящему.
«Мы с ней разговаривали 10 мая, в мой день рождения. Они с отцом Владимиром пожелали доброго здоровья, душевного спасения, телесного благополучия, — говорит Виктор Владимирович. — Очень уважаю Агафью Карповну за крепость веры, дружим со священниками Русской Православной Старообрядческой Церкви, волонтёрами, со всеми неравнодушными к судьбе Лыковой людьми. Посещение заимки Лыковых с нами согласовывают, и посторонних там не бывает. Несмотря на то, что заимка – участок заповедника «Хакасский», быстрее и проще долететь до него из Новокузнецка или Горного Алтая».

Виктор Непомнящих выполнил заказ Агафьи Лыковой: приготовил хлопушки, которые отпугивают диких зверей и корм для коз. При первой же оказии всё будет доставлено. А летом на заимку прилетят студенты-волонтёры московского РТУ МИРЭА и помогут с заготовкой дров и сена на зиму.
Осталась одна Агафья
Семья староверов Лыковых ушла в таёжную глушь в 20-х годах прошлого века. После скитаний по дремучим местам, обосновались на берегу реки Еринат, срубили избы и стали жить в изоляции от мира. Занимались охотой — рыли ловчие ямы, рыбачили, собирали ягоды, грибы, кедровые орехи. На огороде выращивали картофель, рожь, горох, лук, репу. В 1978 году их обнаружили геологи. К тому времени Акулина, мать четырёх детей, умерла от голода в 1961 году.
Глава семьи Карп Иосифович и дети Савин, Дмитрий, Наталья и Агафья стали общаться с людьми «с другого мира». Очерки Василия Пескова, опубликованные в «Комсомольской правде» о семье отшельников, вызвали огромный интерес не только в России, но и за рубежом: как можно выжить в суровой сибирской тайге? Его книга «Таёжный тупик» вышла на нескольких иностранных языках.
Но после общения с людьми в 1981 году друг за другом умерли старшие дети. Как считают медики, причиной стал слабый иммунитет, отсутствие антител к большинству болезнетворных вирусов.
В живых остались Карп Иосифович и Агафья, которые начали получать помощь от людей. В 1988 году умер и глава семьи.
Агафье Лыковой помогали многие люди. Долгое время рядом с ней жил Ерофей Седов, он работал мастером-бурильщиком в той экспедиции геологов, которые обнаружили семью Лыковых, а затем и взяли над ней шефство. В году 1995 Седов переехал на заимку, поставив небольшой домик в метрах ста от избушки Агафьи. В 2015 году он умер.
Но ещё в мае 2001 года участок «Заимка Лыковых» стал частью заповедника «Хакасский». Это особо охраняемая территория, расположенная на юге Хакасии у истоков реки Большой Абакан, на стыке Абаканского и Шапшальского хребтов в высокогорной части Западного Саяна.
С того времени неподалёку от жилья отшельницы на кордоне дежурит инспектор заповедника, приезжают помощники.



























