Жизнь вдали от цивилизации: как сегодня выживают оленеводы Эвенкии
Работа в команде и жизнь в гармонии с природой
Оленеводство – традиционный промысел коренных народов Севера, требующий невероятной преданности и выносливости. В Эвенкии, где бескрайние просторы тайги сочетаются с суровым климатом, оленеводы продолжают вести кочевой образ жизни, сталкиваясь с множеством трудностей. Об этом пишет газета «Эвенкийская жизнь».
От упадка к восстановлению: тернистый путь эвенкийского оленеводства
История эвенкийского оленеводства полна взлетов и падений. В 1990-е годы племенной завод «Суриндинский» пережил катастрофическое сокращение поголовья оленей, вызвавшее волну недоверия у местных жителей. В начале 2000-х была предпринята попытка восстановить численность стада за счет закупки оленей на Ямале, однако часть животных сбежала в тайгу.
Сегодня в «Суриндинском» числится чуть более тысячи голов, за которыми ухаживают преданные своему делу оленеводы. Один из них, Николай Сологон, представитель родовой общины «Холокит», рассказывает о своей жизни.
Держим сейчас около сорока голов. По лесу нужно бегать. Каждое утро встаешь, идешь за ними, смотришь, чтобы никто не напал из хищников, проверяешь, есть ли больные. Осенью, пока грибы, мы оленей держим в огороде, а так на воле бегают. Выгон (пастбище) у нас 8 000 гектаров. Летом нужно еще дымокур подтапливать – большой костер. Олени стоят возле него, чтобы мошка и пауты не кусали. Работаешь двадцать четыре часа в сутки.
При этом зарплата оленевода составляет всего 40 тысяч рублей. Николай признается, что выживать помогает охота, но переживает за будущее промысла.
Эвенки продолжают заниматься оленеводством, потому что родились в этой культуре и ничего другого больше не умеют. Многие мои ровесники не стали продолжать дело своих отцов, принялись заглядывать в стакан и спились, оленей потеряли или просто уничтожили. Если сейчас не пытаться восстанавливать таежные промыслы, то через 20–30 лет мы полностью их потеряем, — отметил мужчина.

Работа в команде и жизнь в гармонии с природой
Николаю на стойбище помогает его дядя, Егор Мирошко. Он уже семь лет живет в тайге, предпочитая уединение цивилизации. Несмотря на трудности, он находит радость в общении с природой и возможности заниматься традиционными промыслами.
В тайге скучать не приходится, есть чем заняться. На санях зимой ездить много приходится. Круг 25 километров дашь, возвращаешься уже по темноте. Смотришь оленей, проверяешь капканы, копытных стреляешь. Раньше шил одежду. Обуви теплой не продавали, как сейчас. Все делали из камуса. Шкуры выделывал, потом кроил. Бабушка шить научила.
Новые подходы и старые проблемы: взгляд руководителя
С 2023 года оленеводческо-племенным хозяйством «Суриндинский» руководит Демид Топочёнок. Ему удалось наладить дисциплину в коллективе и укрепить оленеводческие бригады.
Первостепенная задача, которую мне необходимо было решить, это налаживание дисциплины. Предыдущие руководители, считаю, ее разладили. Оленеводы не выходили на работу, злоупотребляли алкоголем… К концу 2024-го правила внутреннего распорядка стали соблюдаться. Однако с проблемой алкоголя работаем до сих пор.
Сегодня в хозяйстве действуют две основные бригады, которые пасут по 400 голов. Восстановлена коллективная охота, используется современная техника, например, дроны с тепловизорами.
Тем не менее, есть и серьезные проблемы. Одна из главных – острый кадровый голод.
Требуются зооветспециалисты, ветеринары и охотовед… Туринский многопрофильный техникум периодически выпускает оленеводов, но пока из этого учебного заведения ни один выпускник к нам не трудоустроился. Молодые люди привыкли жить в цивилизации, находиться в лесу подолгу не могут. Начинают ныть, что хотят вернуться в поселок. И, конечно, их отпускаем.

Планы на будущее: сохранение традиций и устойчивое развитие
Несмотря на все трудности, руководство «Суриндинского» смотрит в будущее с оптимизмом. В планах – строительство капитальной изгороди, увеличение поголовья оленей и повышение уровня жизни оленеводов.
Подводя итог, работа оленевода – это тяжелый труд, требующий преданности и любви к природе. Вместе с тем, это и важная часть культуры коренных народов Севера, которую необходимо сохранить для будущих поколений.



























