Красноярский край может перейти на новую модель транспортного обслуживания
Сейчас в регионе установлено больше 1000 маршрутов
На заседании комитета по экономике и налоговой политике под председательством Егора Васильева депутаты заслушали информацию Счетной палаты. Вопрос обсуждали депутаты Андрей Гаюльский, Дмитрий Дмитриев, Юрий Захаринский, Алексей Туманин. Проверка, инициированная краевым парламентом, охватила двухлетний период работы учреждения «Краевое транспортное управление», отвечающего за транспортное обслуживание населения (пригородные и межмуниципальные маршруты), транспортное планирование, обновление автопарка и ремонт автовокзалов.
В рамках реализации президентской программы «Комфортная и безопасная среда для жизни» к 2030 году необходимо существенно обновить общественный транспорт, доведя долю автобусов не старше нормативного срока до 85%. Для Красноярского края это означает замену 1270 автобусов.
Сейчас в регионе установлено более 1000 маршрутов, на дороги ежедневно выходят больше 3 тысяч автобусов. При этом в Красноярской агломерации в начале этого года нормативному сроку соответствовало 59,8% автобусов. Среди 29 опорных населенных пунктов края наилучшее состояние общественного транспорта наблюдается в Боготоле, Бородино, Дудинке, Балахте, Нижнем Ингаше, Хатанге, Шушенском, городах Кодинск и Иланский.
Помимо изношенного автопарка, существует проблема дефицита водителей категории «Д», вызванного низкой заработной платой. На начало года в регионе было зарегистрировано более 400 вакансий.
Результаты проверки показали, что действующая система закупок автобусов (через максимальную цену контракта) не позволяет приобретать более экологичный и комфортный автотранспорт. Часть автопарка простаивает и не выходит на маршруты. Также есть претензии и нарушения при ремонте автовокзала в Минусинске.
Аудиторы предлагают переход на другую форму транспортного обслуживания в крае — заключение брутто-контрактов, как в ряде других регионов страны, а также передавать автотранспорт в случае его простоя из одного муниципального образования в другие. С этим предложением согласился министр транспорта Дмитрий Зотин. Но про брутто-контракты он пояснил — в этом случае велик риск захода в край крупных перевозчиков из других регионов, местные же перевозчики могут пострадать.
Председатель комитета Егор Васильев отметил, что переход на систему брутто-контрактов поможет аккумулировать средства на обновление подвижного состава в одних руках: «В общественном транспорте первична всегда услуга, которую получают жители края, а не бизнес. Крупные перевозчики имеют лучшую экономику, в силу их масштаба оказание одной услуги возможно дешевле, чем у маленькой компании. Понятно, что автобусы стареют, и не всегда у бюджета есть возможность выделять субсидии и приобретать транспорт в лизинг. Каждый год субсидию на эти цели придется отстаивать, выделят ли ее — будет зависеть от наполняемости краевого бюджета. Хочется выйти на сбалансированную систему, которая без постоянной подпитки работала бы достаточно качественно. Если мы понимаем, что у нас есть долгосрочная модель с более дешевой себестоимостью, то ее стоит использовать».
До конца года депутатам должны представить новую работающую модель транспортного обслуживания в крае.



























