Россия и Китай обсудили перспективы сотрудничества в сфере образования в 2026 году
Китай – это дисциплина, Россия – это свобода мысли: эксперты о разных подходах к обучению
В Международном мультимедиа центре «Евразия сегодня» прошла встреча в формате открытого разговора, посвященная перекрёстному Году образования в России и Китае в 2026 году.
Как отметил и.о. ректора ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Иван Кротт, в последние годы естественное стратегическое сотрудничество между Китайской Народной Республикой и Российской Федерации стало возможным благодаря тесному взаимодействию руководителей двух стран Си Цзиньпину и Владимиру Путину.
Это сотрудничество наблюдается в разных сферах и, безусловно, образование и наука, гуманитарная повестка, является доминирующей. Несколько недель назад на встрече двух руководителей было принято решение о проведении перекрёстного Года образования в наших странах. Есть полное понимание того, какими будут ключевые мероприятия, хотя «дорожная карта» ещё формируется. Это год будет очень интересен в силу того, что есть взаимное уважение к истории и традициям каждой страны и друг к другу. Также есть тесные направления, по которым КНР и Россия традиционно, ещё с 1990-х годов, взаимодействуют – ключевыми из них являются математические и естественные науки, инженерное дело, технологии и технические науки, науки об обществе, здравоохранение, медицина. То есть это те сферы, где взаимодействуют не только научные, но и образовательные учреждения, — высказался Иван Кротт.
По мнению преподавателя Урумчинского профессионального университета Хэ Юй подходы к образованию в Китае и России достаточно сильно отличаются, но могут дополнять другу друга.
На мой взгляд, в Китае система образования более централизована и имеет чёткую структуру. Большой акцент делается на фундаментальных знаниях, на дисциплине и результатах стандартизированных экзаменов. Учебный процесс очень интенсивный, студенты осваивают большой объём информации и упорный труд с ранних лет. Ключевыми ценностями являются коллективный успех и уважение к учителю. А российская система уделяет больше внимания развитию критического мышления, аналитических способностей и самостоятельности студентов. На лекциях и особенно на семинарах поощряются дискуссии и высказывание личного мнения, даже если оно отличается от точки зрения преподавателя. Ещё здесь я увидела большую глубину в теоретических сборах, стремлении докопаться до истины явления и мне кажется, что российские студенты более раскрепощены в общении с преподавателем, что создаёт неформальную атмосферу. Сложно сказать, какая система лучше, потому что они просто разные и формируются разными культурными и историческими контекстами. Сильная сторона китайской системы это подготовка трудолюбивых и дисциплинированных специалистов с сильной базой, а сильная сторона российской системы это воспитание мыслящих, творческих и независимых личностей. Синтез этих подходов позволит получить отличный результат, — отметила Хэ Юй.
Студентка 4-го курса ОмГУ Полина Гончарова рассказала о своём опыте обучения в Сианьском университете перевода, который является партнёром омского вуза. По словам девушки, система закрытого образовательного кампуса создаёт отличные возможности для учёбы, где ничто не отвлекает от занятий и при этом позволяет жить активной, насыщенной жизнью.



























