Запах гари и жалобы жителей: Красноярск задыхается от выбросов бензпирена
Частный сектор – главная причина смога в Красноярске: эксперты призывают к газификации или переходу на электроотопление
Жители Красноярска вновь столкнулись с проблемой загрязнения воздуха. С наступлением отопительного сезона наблюдательные посты фиксируют превышение концентрации бензпирена — опасного вещества, выделяющегося при сжигании угля.
Эта проблема знакома красноярцам из года в год. Министр экологии Красноярского края Владимир Часовитин в докладе депутатам Заксобрания подчеркнул, что среднегодовые превышения выбросов бензпирена наблюдаются исключительно в зимние месяцы, когда активно используются печи в частном секторе и котлы автономных источников теплоснабжения.
Дело в том, что это вещество выделяется, в том числе, и при сжигании угля в печках частного сектора и котлах автономных источников теплоснабжения. Беда в том, что методик для расчетов выбросов от столь низких источников пока не существует, по поручению Минприроды РФ они сейчас только разрабатываются. Нужно продолжать работу над модернизацией КрАЗа, переводить частные дома на более экологические системы отопления и взаимодействовать с предприятиями малого и среднего бизнеса — отметил Владимир Часовитин.
По словам министра, работа в этом направлении ведется – например, за счет средств федерального бюджета в Красноярске на более экологичные виды топлива уже перевели около 2,7 тысячи домовладений из 14 тысяч все еще дымящих в черте города. Очевидно, что этого слишком мало для улучшения общей ситуации заметным образом.
Специалисты Росгидромета подтверждают слова министра.
Бензпирен — это естественный продукт сжигания угля. Учитывая, что в Красноярске у нас много частного сектора, который отапливается углем, соответственно в выбросах есть бензпирен, который носит сезонный характер. В холодный период его гораздо больше, чем летом. Понятно, что это связанно с отоплением, с углем, — рассказала Наталья Шленская, специалист Росгидромета.
Особенно остро проблему ощущают жители, проживающие вблизи частного сектора, например, на улице Ады Лебедевой.
С наступлением холодов невозможно открыть окна — сразу чувствуется запах гари, — говорит Елена, жительница дома на Ады Лебедевой.
На улицу выйти невозможно, вонь стоит колом. И такая картина каждую зиму. Дома тоже не насидишься. Ждем проблем со здоровьем к старости из-за этой гари, — жалуется другой местный житель Дмитрий.
Устали задыхаться! Нужно срочно что-то делать. Каждую зиму одно и то же, — отмечает еще один горожанин.
Эксперты отмечают, что сильные загрязнения фиксируются в районах, где нет крупных промышленных предприятий и интенсивного автомобильного движения, но расположен частный сектор.
Концентрации бензпирена в зимний период значительно возрастают. Именно в том месте, где топит частный сектор это тоже влияет все, — сказал Сергей Михайлюта, руководитель проектов Ассоциации экологических расследований.
По мнению эксперта, перевод частного сектора на газ или электроотопление частично решит проблему и, в первую очередь, улучшит качество жизни самих жителей этих районов.
Это облегчит ситуацию в тех местах, в локальных, где этот частный сектор располагается. Электричество это самый лучший способ, даже не газ. Будет дышаться легче, — отметил Михайлюта.
Многие эксперты сходятся во мнении, что наиболее эффективным решением проблемы является газификация, однако, несмотря на поручение Президента обеспечить ее выполнение до 2028 года, перспективы газификации Красноярска пока не ясны.



























